Содержание
- 1 История[править | править код]
- 2 От автора
- 3 Технико-эксплуатационные параметры
- 4 Особенности устройства: рама, подвеска, тормоза
- 5 БелАЗ-540 – взгляд изнутри
- 6 Танковый двигатель для мирных целей
- 7 Недостатки автомобиля
- 8 Силовая передача
- 9 Двигатели БелАЗ-7540
- 10 Вместо заключения
- 11 Комплектация
- 12 Кабина БелАЗ-7540
- 13 Отзывы о самосвалах БелАЗ-7540
- 14 Цены и аналоги БелАЗ-7540
Богатырь среди обычных самосвалов, малыш среди БелАЗов
Карьерные самосвалы серии БелАЗ-7540 являются самыми малыми, компактными и маневренными в линейке продукции знаменитого Жодинского автозавода. Грузоподъёмность такого грузовика составляет 30 тонн. Он предназначен для перевозки грунта, песка и горных пород в сложных горнотехнических условиях: применяется в глубоких карьерах, на открытых разработках месторождений полезных ископаемых. Эксплуатируется данный самосвал по технологическим дорогам, в любых природно-климатических условиях.
Источник: https://TrucksReview.ru/belaz/belaz-7540-tehnicheskie-harakteristiki.html
История[править | править код]
Работа над новым большегрузным самосвалом, призванным заменить устаревший МАЗ-525, началась в только что созданном КБ Белорусского автомобильного завода в Жодино в конце 1950-х годов. В это время в мировой практике начали появляться карьерные самосвалы особой компоновки, отличавшиеся от классических самосвалов наличием одноместной кабины, сдвинутой влево, большим моторным отсеком в правой части и более рациональным кузовом ковшёвого типа. Всё это позволяло значительно повысить грузоподъёмность таких машин, увеличить их производительность, манёвренность, а также создавать целый ряд самосвалов перспективной грузоподъёмностью до 75 тонн и выше. Оригинальный и запоминающийся дизайн будущего автомобиля был разработан художником-конструктором Валентином Сергеевичем Кобылинским.
Первый опытный образец (имевший четыре головные фары) был построен на заводе в 1961 году. Его можно увидеть в известной советской кинокомедии «Королева бензоколонки» (1962). Успешно пройдя испытания, новый БелАЗ-540 был рекомендован к производству, которое началось в 1965 году. В 1967 году начался выпуск более совершенной модификации БелАЗ-540А.
Автомобили эти были очень востребованы по всему СССР, а также отправлялись на экспорт. Производство модели 540А продолжалось почти два десятилетия, пока в 1985 году она не была заменена на более совершенную 30-тонную модель БелАЗ-7522.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%90%D0%97-540%D0%90
От автора
Карьерные грузовики – это высшая форма технического искусства в автомобилестроении. Машины должны быть и мощными, и надежными, и (да-да!) красивыми! И первенец Белорусского автозавода соответствовал всем этим параметрам: машину создавали с вдохновением. Дальнейшие разработки заводчан только подтвердили: БелАЗ 540 стал образцом для качественного роста завода и создания новых моделей в будущем. Часть решений, которые были применены для постройки автомобиля, используются белорусами и сегодня. Конечно, системы стали сложнее, они оснащены электроникой и прочими усовершенствованиями, но простые – базовые принципы, которые позволяют создавать такую технику, успешно применяются до сегодняшнего дня.
Источник: https://promplace.ru/spectehnika-staty-i-obzory/belaz-540-1406.htm
Технико-эксплуатационные параметры
Технические характеристики машины следующие:
Индекс модели | 540 | 540А |
Годы выпуска | С 1965 по 1975 гг. | С 1967 по 1975 гг. |
Собраны | Белорусский автозавод | |
Назначение | Большегрузный карьерный самосвал | |
Геометрические параметры по крайним точкам ДхШхВ, м | 7,25х3,48х3,58 | |
Перевозимый груз, т | 27 | |
Вес готового к эксплуатации автомобиля, т | 21 | |
Вес загруженного автомобиля, т | 48 | |
База колес, м | 3,550 | |
Клиренс, мм | 475 | |
Размерность шин колес | 18,00-25 | |
Потребление горючего на пробег в 100 км, л | 100 | |
Скоростной параметр, км/ч | 55 | |
Силовой агрегат | Д-12А | ЯМЗ-240 |
Литраж цилиндровой группы, л | 38,88 | 22,3 |
Параметр мощности при номинальных оборотах, л. с. | 375 | 360 |
Сжатие смеси, степень | 16,5 | 16,5 |
Разворот на диаметре, м | 16 | |
Объем бака для горючего, л | 400 |
Источник: http://magistraltrade.ru/obzor-karernogo-samosvala-540.html
Особенности устройства: рама, подвеска, тормоза
БелАЗы-30-тонники построены на сварной лонжеронной раме из сверхпрочной низколегированной стали. Лонжероны продольные имеют коробчатое сечение и соединены поперечинами, в виде лестницы.
Подвеска самосвала по всему кругу (как для передней оси, так и для ведущего моста) является полностью зависимой, пневмогидравлической, с продольными рычагами и поперечными штангами, а также с интегрированными гидравлическими амортизаторами (по две штуки на каждой оси, цилиндры пневмогидравлические (масло и азот). Ход поршня переднего цилиндра составляет 2О5 мм, заднего — 265 мм.
Тормозная система самосвала БелАЗ-754О включает в себя 4 подсистемы. Рабочую (колёсные барабанные тормоза с раздельным пневматическим приводом). Стояночную (механизм колодочный, постоянно-замкнутого типа на ведущем валу главной передачи, с пружинным приводом и пневматическим управлением). Вспомогательную (из гидродинамического тормоза-замедлителя на ведущем валу трансмиссии с электрическим управлением). Плюс ещё запасную (тормоз стояночный и рабочий контур тормозной системы рабочей). Значительная рабочая поверхность фрикционных накладок рабочих тормозов обеспечивает стабильно надёжное торможение.
Рулевой механизм сделан по принципу «винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, с гидравлическим усилителем. Малый радиус поворота в сочетании с короткой колёсной базой обеспечивают исключительно высокую для подобного класса автомобилей маневренность самосвалов.
Источник: https://TrucksReview.ru/belaz/belaz-7540-tehnicheskie-harakteristiki.html
БелАЗ-540 – взгляд изнутри
Автомобиль был оснащен 12-цилиндровым двигателем Д-12А, который был модификацией танкового. А вот обновленная модель 540А, появившаяся двумя годами позже имела внутри ЯМЗ-240, объемом 22,3 л. Это стало полезным решением, т. к. расход топлива снизился на четверть, а новый двигатель был унифицирован с другими ярославскими моторами, что делало его обслуживание более удобным.
Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Система гидроусиления руля была объединена с гидравлической системой разгрузочного механизма, что позволило сделать эксплуатацию машины более комфортным. Тормозная система была установлена пневматическая, барабанного типа.
Электрооборудование самосвала было 24-вольтовым, при том, что отрицательная клемма аккумулятора устанавливалась на массу.
Источник: https://oSSSR.ru/technic/avto/belaz-540/
Это интересно: Устройство и технические характеристики крупногабаритного самосвала БелАЗ-75131 — рассмотрим по полочкам
Танковый двигатель для мирных целей
Первым двигателем для БелАЗ 540 стал 12-цилиндровый v-образный дизель “Д-12”, мощностью 375 л.с. на 1650 об/мин – переработанный танковый двигатель В-2. Объем мотора составлял 22,3 л, степень сжатия – 16,5. В 1967 г. на машину начали устанавливать новый агрегат “ЯМЗ-240” на 360 коней, освобождавшихся при 2100 об/мин. Эти машины получили индекс «А» к своему названию. Обе двигательные установки позволяли развивать машине скорость до 55 км/час, против 30 км/ч у предшественника. Топливный бак – рассчитан на 400 л солярки. Расход топлива был соответственным габаритам машины и аппетитам мотора: 100 л на 100 км, но это было на 25 литров меньше чем у МАЗ 525.
Для эффективного охлаждения узлов и агрегатов установлено два обдуваемых вентиляторами шестирядных радиатора: для воды и масла. По многим запчастям мотор унифицирован с ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, что позволяло в то время легко его ремонтировать – запчастей хватало, в силу популярности упомянутых двух моторов.
Источник: https://promplace.ru/spectehnika-staty-i-obzory/belaz-540-1406.htm
Недостатки автомобиля
Первым стало неудобство кабины. Выиграв в ходовых качествах, производители проиграли в удобстве рабочего места самого водителя. Неудобство также создавала разность между гидромеханической передачей и пневмогидравлической подвеской в компоновке. Эти и другие недоработки привели конструкторов к дальнейшим изысканиям, с целью оптимизации агрегатов автомобиля и повышения их надежности. Еще одним требованием стало уменьшение общего веса механизмов самосвала.
БелАЗ-540 Опытный ‘1961
Карьерный гигант выпускался в течении 2 пятилеток с 1965 по 1975 годы, после чего был заменен более мощным БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 тонн. В последующем также появились 75-тонный БелАЗ-549 и другие модели, грузоподъемность которых исчислялась уже не десятками, а сотнями тонн.
Источник: https://oSSSR.ru/technic/avto/belaz-540/
Силовая передача
Вращение вала дизеля через редуктор трехвального исполнения, гидротрансформатор, гидромеханическую КПП, карданную передачу передается на задний мост.
Конструкторы выбрали схему гидротрансформатора в одну ступень с парой изготовленных из алюминия реакторных колес, которая обеспечивает коэффициент трансформирования, равный 3,5.
КПП на три режима, набор шестерен смонтирован на двух валах, переключение передач фрикционным механизмом с приводом от гидравлики. Управление коробкой осуществляется через золотниковое устройство, открывающее и перекрывающее давление масла на исполнительные устройства фрикционов.
Использование механогидравлической схемы силовой передачи позволило снизить динамические нагрузки на ее элементы, существенно увеличить параметры надежности и долговечности механизма.
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/belaz/obzor-karernogo-samosvala-540.html
Двигатели БелАЗ-7540
Большинство самосвалов данного семейства оснащено длинноходными дизельными двигателями серии ЯМ3-24О. Они предназначены специально для мощных и производительных карьерных самосвалов, а также для тяжёлой автомобильной и строительной техники, с полной массой до пятидесяти трёх тонн.
ЯМ3-240М2 и ЯМ3-24ОПМ2 – это двенадцатицилиндровые V-образные дизельные двигатели рабочим объёмом 22,3 литра. Это четырёхтактные моторы с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском дизтоплива, с жидкостным охлаждением, механическим регулятором частоты вращения.
ЯМ3-24ОПМ2 является турбированной версией силового агрегата ЯМ3-24ОМ2 и отличается от него наличием турбонаддува. Мощность ЯМ3-24ОМ2 составляет 265 кВт (360 л.с.), крутящий момент – 1275 Н.м (130 кгс.м); ЯМ3-24ОПМ2 – 309 кВт (420 л.с.), крутящий момент – 1491 Н.м (152 кгс.м).
На БелАЗ-7540К устанавливается дизельный силовой агрегат иностранного (китайского) производства от компании «Камминз» – Cummins QSM11-C. Это шестицилиндровый рядный рядной дизельный двигатель с рабочим объёмом в 10,8 литров, мощностью 298 кВт (400 л.с.) и максимальным крутящим моментом 1898 Н.м при 16ОО об/мин. Он также оборудован турбонаддувом. Диаметр цилиндра данного мотора – 125 мм, ход поршня – 147 мм. Как и турбированный ЯМЗ-240ПМ2, двигатель Cummins QSM11-C работает в связке с пятиступенчатой гидромеханической трансмиссией.
Каждый из представленных дизельных двигателей, применяемых на данных самосвалах, обеспечивает оптимальную удельную мощность, скорость самосвала на подъёмах, а также достойную топливную экономичность. Для обеспечения лёгкого запуска двигателя в условиях отрицательных температур карьерные самосвалы БелАЗ-7540 оборудуются предпусковым подогревателем, который обеспечивает подогрев дизтоплива и охлаждающей жидкости при запуске дизельного мотора.
Расход дизтоплива у БелАЗ-7540 зависит от технического состояния двигателя и режимов эксплуатации грузовика. Заданными производителем нормативами установлено следующее значение: 115 литров на 100 километров пробега (при скорости 40 км/ч и полной загрузке кузова).
Очистка воздуха производится посредством двухступенчатого фильтра с элементами сухого типа. Система очистки воздуха оснащается индикатором засоренности. Выпуск отработавших газов производится через грузовую платформу. Система выпуска приспособлена под установку нейтрализаторов ОГ. Система смазки – смешанного типа, выполненная по принципу «мокрого» картера. Система охлаждения – жидкостная, с принудительной циркуляцией.
Источник: https://TrucksReview.ru/belaz/belaz-7540-tehnicheskie-harakteristiki.html
Вместо заключения
В прошлом году БелАЗ представил миру самый большой грузовик, который когда-либо существовал: самосвал БелАЗ 75710, способного поднять до 450 т груза – 9 товарных вагонов, если брать в жд-эквиваленте. Общая масса новой машины – 810 т, максимальная скорость — 64 км/ч. У автомобиля два дизельных двигателя. За 50 лет эволюции простой БелАЗ 540 вырос в такого карьерного монстра.
Источник: https://promplace.ru/spectehnika-staty-i-obzory/belaz-540-1406.htm
Комплектация
В перечень базового оборудования для карьерных самосвалов семейства БелА3-754О производителем включаются: жидкостная система предпускового подогрева, система пожаротушения с дистанционным управлением, система централизованной автосмазки, камневыталкиватели и камнеотбойники (за исключением углевоза 754ОЕ), отопитель салона кабины, регулируемая рулевая колонка, устройство, сигнализирующее о приближении к линии высоковольтных передач. В качестве дополнительного оборудования, самосвал БелА3-754О можно дооснастить: кондиционером, вторым отопителем и электроподогревом зеркал.
Источник: https://TrucksReview.ru/belaz/belaz-7540-tehnicheskie-harakteristiki.html
Кабина БелАЗ-7540
Интерьер кабины БелА3-754О достаточно простой и спартанский. Он мало чем отличается от оснащения кабин обычных большегрузных самосвалов (не БелАЗов). Все органы управления расположены довольно эргономично и компактно. Сиденье водителя расположено на торсионной подвеске, пневмоподрессоренное. Оно полностью регулируется – и по высоте, и по наклону спинки кресла. Стёкла состоят из трёх слоёв, они закалённые. Имеются стеклоочиститель и стеклоомыватель. В салоне изначально предусмотрены как жидкостный отопитель, так и вентилятор.
Для поворотов рулевого колеса требуется совсем небольшое усилие, рулевая колонка регулируется по углу наклона и высоте «баранки», рулевое колесо эргономичное и травмобезопасное. Рулевое управление автомобилем полностью соответствует требованиям стандарта ISO 5О1О. В целом, оснащение рабочего места водителя гарантирует безопасность труда, удобство управления и достойный уровень комфорта.
Источник: https://TrucksReview.ru/belaz/belaz-7540-tehnicheskie-harakteristiki.html
Отзывы о самосвалах БелАЗ-7540
Всеми отмечаются отличная маневренность, высокая плавность хода и устойчивость самосвалов данной серии. Они достигаются при помощи оптимально подобранных геометрических параметров автомашин и рулевого управления, применения пневмогидравлической подвески оригинальной конструкции.
Машины обладают высоким ресурсом, который определяется использованием надёжных и совершенных силовых установок, высоким техническим и технологическим уровнем всех узлов и агрегатов, использованием высокопрочных материалов, идущих на изготовление рамы и грузовой платформы.
Есть мнение, что БелАЗы-«малыши» слаборентабельны, поскольку они перевозят «всего» ЗО тонн грузов, а солярки потребляют порядка трёхсот литров за 12 часов работы. Однако не следует забывать, что речь идет о карьерах, где техника эксплуатируется в сложных условиях, а БелАЗ-754О будет гораздо крепче, выносливее и долговечнее любого «обыкновенного» самосвала, будь то КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, или иномарка.
Салон кабины, несмотря на его простоту, достаточно комфортный. Но в кабине шумно. Это огромный минус работы на БелАЗах. Управлять БелАЗом-754О не намного сложнее, чем обычным грузовиком, несмотря на его внушительные габаритные размеры. Передачи включаются легко, хотя к рычагу управления гидромеханической трансмиссией, конечно, нужно привыкать. Труднее всего – выезжать из бокса, ворота которого всего на ЗО-4О сантиметров шире самого самосвала (в особенности задним ходом).
Источник: https://TrucksReview.ru/belaz/belaz-7540-tehnicheskie-harakteristiki.html
Цены и аналоги БелАЗ-7540
Отпускная стоимость жодинских грузовиков данной модели находится в пределах от пяти до шести миллионов рублей (в зависимости от модели применённого двигателя). За подержанные машины просят от одного миллиона рублей (с безнаддувными дизелями) до 3,5-4 миллионов рублей (с турбированными моторами). Стоимость почасовой аренды такого карьерного самосвала начинается от двух тысяч рублей. Прямой аналог БелАЗ-754О – это карьерный самосвал Komatsu HD325-6, который также рассчитан на перевозку З2-х тонн груза.
Источник: https://TrucksReview.ru/belaz/belaz-7540-tehnicheskie-harakteristiki.html
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%90%D0%97-540%D0%90: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1403 (7%)
- http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/belaz/obzor-karernogo-samosvala-540.html: использовано 2 блоков из 12, кол-во символов 2091 (11%)
- http://magistraltrade.ru/obzor-karernogo-samosvala-540.html: использовано 1 блоков из 11, кол-во символов 810 (4%)
- https://promplace.ru/spectehnika-staty-i-obzory/belaz-540-1406.htm: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 2153 (11%)
- https://TrucksReview.ru/belaz/belaz-7540-tehnicheskie-harakteristiki.html: использовано 9 блоков из 12, кол-во символов 11062 (58%)
- https://oSSSR.ru/technic/avto/belaz-540/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1712 (9%)
добротная машинка!
79773505210
+79296591024