Четырехосный седельный военный тягач МАЗ-537 производства Минского автомобильного завода

Строительство Минского Автомобильного Завода запланировано не было. До войны на его месте находилась воинская часть, а после нацистского вторжения оккупанты построили там авторемонтный завод. После освобождения Минска производственные мощности использовали для строительства автосборочного предприятия.


Вскоре на МАЗ передали производство дизельных грузовиков из Ярославля, а уже в 50-х годах автозавод начал запускать в серию машины самой передовой в СССР конструкции. А специальное КБ при заводе занялось разработкой армейских грузовиков. Одним из них стал тягач МАЗ-537.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 575
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/maz-537/

Первая попытка создания тяжёлого тягача

Первые мысли о создании огромных тяжёлых тягачей появились у советских конструкторов в начале Великой Отечественной войны, когда в СССР по ленд-лизу привезли два огромных седельных тягача:

  • REO 28XS;
  • Daimond T-980.

Данные тягачи имели грузоподъёмность до 45 тонн и были оборудованы лебёдками. Их основное предназначение заключалось в перевозке танков и прочей тяжёлой бронетехники.

Получив такие мощные тягачи, советские конструкторы задумались о создании на их базе отечественных машин. В те годы советские танки передвигались своим ходом, или транспортировались железнодорожным транспортом. Хотя эти способы были признаны экономически нецелесообразными, другой альтернативы просто не существовало.

Сразу же после окончания Великой Отечественной войны советские конструкторы получили задачу разработать тяжёлый тягач для армейских и хозяйственных нужд. В 1951 году на Ярославском автозаводе был выпущен первый тяжёлый тягач, оснащённый мощной лебёдкой. Данная разработка оказалась неудачной, так как проходимость у новой разработки, получившей название ЯАЗ-210Г, оказалась очень низкой. Весной и осенью они не могли даже без груза проехать по бездорожью.

Получилось так, что к 1952 году у Советского Союза по-прежнему была острая нехватка сверхтяжёлых тягачей. Масштабные стройки и появление стратегических ракетных комплексов, которые нуждались в постоянной дислокации, срочно требовали принять меры по созданию тяжёлых внедорожных тягачей.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1474
Источник: https://WarWays.ru/gruzovye-mashiny/maz-537.html

Особенности


Основные параметры, которые закладывались в военные тягачи при проектировании – грузоподъемность и проходимость. И первой моделью, которая была запущена в массовое производство, а затем получила одобрение практиков, стал МАЗ 537.

Судя по старым фото, этот тягач выгодно отличался от своих предшественников, хотя и был разработан на их базе.

Прежде всего, мощность двигателя автомобиля пришлось увеличить. У первых моделей мощности было недостаточно для перевозки массивных установок и машин.

Вскоре первый тягач с подобной конструкцией выпустили на небезызвестном Минском автомобильном заводе 29 марта 1959 года. А позже – в 1961 году – производство большегрузов перенеслось в цеха Курганского завода колесных тягачей.

Машина была очень востребована, однако с течением времени ей пришлось претерпеть ряд модификаций. К тому же, к 1990 году спецтехника морально устарела и была снята с производства.

Тактико-технические характеристики

Для грузового шасси МАЗ 537 технические характеристики соответствовали требованиям своей эпохи. Поэтому характерные особенности сделали авто важной фигурой в военном арсенале СССР.

Длина автомобиля, мм 8960
Высота, мм 2880
Ширина, мм 2885
Дорожный просвет, мм 500
Колея, мм 2200

Кроме этого, собственная масса исторического автомобиля составляет 21,6 тонны.

Помимо главных особенностей следует отметить, что в большегрузном автомобиле установлен дизельный двигатель Д-12А-525А на 12 цилиндров. Такой двигатель с рабочим объемом 38,88 литра способен развивать частоту вращения до 2100 об/мин.

Сфера применения

Изначально седельный тягач МАЗ 537 разрабатывался для нужд советской армии. Благодаря уникальным в то время ТТХ, он нашел свое призвание и в народном хозяйстве. Например, машина служила верой и правдой для перевозки тяжелых грузов.

Единственное неудобство было связано с тем, что габариты тягача значительно отличались от предусмотренных дорожной разметкой. Это затрудняло перемещение автомобиля. Для проезда МАЗ 537 ГАИ предупреждали население и организации о планируемом движении заранее.

Спецслужбам приходилось перекрывать поток автомобилей в обе стороны на время транспортировки грузов. Тем не менее, несмотря на принятые меры по предотвращению ДТП, опасность съезда в колею существовала постоянно.

Для гражданских нужд и в условиях бездорожья МАЗ 537 применялся на крайнем Севере. Это связано с тем, что ни одна другая модель техники схожего назначения не выносила тяжелых условий.

Одна из модификаций была предназначена для установки кранового оборудования. Однако применялась она не слишком интенсивно. Основное же применение тягача – это перевозка танков, самоходных артиллерийских установок, ракет. Некоторые модификации были способны буксировать самолеты.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2708
Источник: https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/maz-537.html

Инструкция по эксплуатации

Вместе с  каждым тягачом МАЗ-537 в обязательном порядке поставлялась инструкция по его эксплуатации. Этот документ неоднократно переиздавался, в последний раз – в 1993-м году. Инструкция содержит в себе 526 страниц и разделена на две части. Первая из них посвящена техническому описанию машины и состоит из семи глав:

  1. Описание предназначения тягача МАЗ 537 и его основные технические характеристики;
  2. Описание двигателя, включая системы смазки, питания топливом и воздухом, выпуска выхлопных газов, предпускового разогрева и воздушного пуска;
  3. Описание трансмиссии. Отдельно рассказывается обо всех узлах и деталях гидромеханической коробки переключения передач, о раздаточной коробке, карданных валах, повышающей передаче и об устройстве ведущих мостов;
  4. Описание ходовой части. Включает в себя рассказ об устройстве подвески, колес, шин, поворотного устройства, рамы и кабины;
  5. Описание системы управления. Раскрывает устройство рулевого механизма и тормозной системы;
  6. Описание электрооборудования. Содержит в себе перечень потребителей энергии и её источников, причем указано, каково назначение каждого отдельного узла;
  7. Описание дополнительного оборудования – независимой отопительной системы, вентиляции, коробки отбора мощности и газоотборного устройства.

Вторая часть содержит в себе указания по вождению и техническому обслуживанию тягача и состоит из трёх глав. Первая из них рассказывает о подготовке к запуску двигателя и об управлении машиной непосредственно во время движения.

Внешний вид инструкции по эксплуатации МАЗ-537

Вторая глава посвящена процедурам регулировки, замены  и мелкого ремонта отдельных систем и механизмов тягача. Третья глава рассказывает о правилах и последовательности  общего технического обслуживания автомобиля.

Дополнительная информация о машине и её использовании содержится в приложениях к инструкции.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 1867
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/maz-537/

Конструктивные особенности


Модель производит особое впечатление даже при внешнем осмотре. Мощная колесная база, сильная рама и высокая кабина говорят об особой статности. Следует также заметить, что в салоне военной техники есть 4 места, расположенных в ряд. Если в первых машинах было 2 вентиляционных лючка, то позже их исключили из конструкции.

Со временем производители упразднили инфракрасную фару. Ранее она располагалась по центру и предназначалась для ночных поездок.

Что касается массивного двигателя, то он уместно расположился сразу позади кабины. Подходящая модель двигателя оказалась доработанной вариацией танкового дизеля. Конструкторам удалось достигнуть требуемой мощности, однако пришлось поступиться экономией топлива. Поэтому, чтобы обеспечить пробег в 100 километров, водителю придется влить в бензобак 125 литров дизельного топлива.

Система охлаждения и двигательный механизм также были изменены. Это было нужно ради дополнительных лошадиных сил.

Сравнение с 525 моделью и конструкцией Ураган

Примечательно, что рулевой механизм оснащен гидроусилителем, который необходим для управления грузовиком. Этот механизм аналогичен по строению с конструкцией, встроенной в карьерный самосвал МАЗ 525.

Здесь имеется винтовой вал, причем рулевое колесо поступательно перемещает винтовую втулку, тем самым вращая этот вал.

Кроме этого, в механизме присутствует генератор постоянного тока и 4 АКБ (довольно мощный аккумулятор).

Что касается трансмиссии, то переключение передач происходит с помощью трехступенчатой гидромеханической КП с преобразователем вращающего момента.

Подвеска

На передних парах колес установлена независимая стержневая подвеска с амортизаторами гидравлического устройства. А задние пары колес оборудованы подвеской без упругих элементов. Причем торсионы подвески у представленного тягача длиннее и толще. Это относительно тех же элементов у моделей-предшественников Урагана.

Компрессор с ременным приводом тоже стал отличительной чертой новой, более усовершенствованной модели тягача. Это объяснялось тем, что первые машины имели ременной привод.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2071
Источник: https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/maz-537.html

Конструкция и модификации МАЗ-537

МАЗ-537, несмотря на свои выдающиеся характеристики, является достаточно простой по своему устройству машиной. Его кабина, которая оборудована местами для 4-х человек, сделана цельнометаллической. За обогрев кабины отвечает автономный обогреватель, что весьма необычно для грузовых автомобилей тех лет.

Для двигателя МАЗ-537 выделено место сразу за кабиной, в специальном моторно-трансмиссионном отделе. За двигателем располагается раздаточная коробка, задачей которой является передача вращения на все полуоси автомобиля, которых здесь 8 штук, причём каждая из них является независимой.

В задней части автомобиля находится седельно-прицепная система. Существуют модификации МАЗ-537, у которых лебёдка входит в стандартную комплектацию. Из 8-ми колёс тягача 4 являются поворотными. Тягач оснащался бескамерными шинами, которые в обязательном порядке оснащались системой автоматической подкачки. Вплоть до 80-х годов автомобиль МАЗ-537 являлся примером надёжных армейских вездеходов, способных справляться с огромной нагрузкой. При движении на бездорожье, вес груза, перевозимого МАЗ-537, должен был составлять не более половины от максимальной грузоподъёмности.

Хотя МАЗ-537 постоянно модернизировался, основных модификаций было немного:

  • Бортовой тягач МАЗ- 537А. Данный автомобиль мог перевозить в своём кузове, длина которого составляла 4 500 мм, до 15 тонн груза. Общий вес, который мог перемещать данный автомобиль в связке с прицепом, составлял 65 тонн. Если ехать нужно было по тяжёлой грунтовой дороге, общий вес груза уменьшался до 30 тонн;
  • МАЗ-537Д имел генераторную установку с током переменной мощности;
  • МАЗ-537Г имел в стандартной комплектации лебёдку;
  • МАЗ-537К являлся специальным тягачом, для перевозок длинномерных крановых установок;
  • МАЗ-537Л был специально изготовлен для буксировки самолётов. Данный тягач имел небольшой металлический кузов.

Все тяжёлые тягачи на платформе МАЗ-537 отличались мощностью, надёжностью и отличной ремонтопригодностью.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1989
Источник: https://WarWays.ru/gruzovye-mashiny/maz-537.html

Производство тягача МАЗ-537


После появления МАЗ-535 стало понятно, что разработка супер тягача обойдётся очень дорого. Так как не удалось «выбить» полную сумму на доработку проекта, минским конструкторам пришлось применить ряд нестандартных решений, многие из которых являлись настоящей революцией в отечественном автомобилестроении. Устройство нового автомобиля должно было обеспечить его работу в температурном диапазоне от +50 до -50 градусов, а максимальный вес перевозимого груза до 50 тонн потребовал совершенно иного подхода к подвеске тягача.

В 1965 году МАЗ-537 начали выпускать серийно. Новый армейский тягач мог буксировать прицепы и полуприцепы массой до 40 тонн. Так как грузоподъёмность тягача казалась недостаточной, да и многие узлы автомобиля нуждались в доработке, МАЗ-537 постоянно модернизировался. Вот список основных доработок, которым подвёргся МАЗ-537 в процессе производства:

  • Функции раздаточной коробки были значительно расширены за счёт появления передачи вращения на привод генератора;
  • Появилась модификация с генераторной установкой переменного тока;
  • В некоторых моделях МАЗ-537 появилась мощная лебёдка;
  • Грузоподъёмность некоторых моделей стала достигать 68 тонн.

Единственной проблемой, которую невозможно было устранить, осталось то, что огромный военный тягач «не вписывался» в стандартную систему дорог СССР. Уменьшить его габариты не представлялось возможным, так как это привело бы к уменьшению грузоподъёмности.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1441
Источник: https://WarWays.ru/gruzovye-mashiny/maz-537.html

Технические характеристики и сравнение с аналогами

Колёсные грузовики военного предназначения, схожие по ТТХ с тягачом МАЗ-537, появлялись и за рубежом. В США для армейских нужд фирма Mack начала производство тягача M123 и бортового грузовика M125.

В Великобритании для перевозки бронетехники и в качестве балластного тягача использовали автомобиль “Antar” фирмы «Thornycroft».

  МАЗ-537 Mack M123 Thornycroft Antar
Масса, тонн 21,6 14 20
Длина. метров 8,9 7,1 8,4
Ширина, метров 2,8 2,9 2,8
Мощность двигателя, л.с. 525 297 260
Максимальная скорость, км/ч 55 68 45
Запас хода, км 650 483 Н.д.

Американский тягач был машиной традиционной компоновки, созданной на автомобильных агрегатах. Первоначально он оснащался карбюраторным мотором, и только в 60-е годы грузовики переделали, установив дизеля мощностью 300 л.с. В 70-х годах в качестве танкового тягача в американских войсках их сменил М911. Британский «Антар» использовал в качестве силовой установки «урезанный» до восьми цилиндров авиационный двигатель, нехватка мощности которого была очевидна уже в конце 50-х.

Поздние модели с дизельным двигателем несколько прибавили в скорости (до 56 км/ч) и грузоподъёмности, но всё равно оставались не очень удачными. Однако надо учесть, что изначально «Антар» разрабатывался, как грузовик для работы на нефтяных разработках, а не для армейской службы.

МАЗ-537 выделяется конструкцией, приспособленной именно для эксплуатации в войсках, высокой проходимостью («Антар» не имел даже переднего ведущего моста) и большим запасом прочности.

Например, М123, тоже предназначенный для буксировки грузов массой 50-60 тонн, имел автомобильный (а не танковый) двигатель гораздо меньшей мощности. Бросается в глаза и наличие на советском тягаче гидромеханической трансмиссии.

МАЗ-537 продемонстрировал высочайший потенциал конструкторов Минского автозавода, сумевших не только разработать в короткие сроки разработать грузовик оригинальной конструкции (МАЗ-535), но и быстро его модернизировать. И, хотя в Минске довольно быстро перешли на выпуск «Ураганов», продолжение выпуска МАЗ-537 в Кургане подтвердило его высокие качества, а грузовик КЗКТ-7428 стал его достойным преемником, показав, что потенциал конструкции исчерпан ещё не полностью.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 2217
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/maz-537/

Цена


Сейчас купить спецтехнику возможно, если хорошенько поискать. В хорошем состоянии машину можно купить за 500 000 или 600 000 рублей.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 136
Источник: https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/maz-537.html

Видео

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 6
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/maz-537/

Где применялся МАЗ-537?


Так как МАЗ-537 был невероятно надёжным автомобилем в любых климатических условиях, его применяли не только в военных, но и в гражданских целях. Помимо транспортировки тяжёлых танков, МАЗ-537 использовался военными для дислокации боевых стратегических систем дальнего действия. Любая такая перевозка представляла собой весьма сложную задачу, так как дороги в Советском Союзе были абсолютно непригодны для перемещения подобных автопоездов.

Тягач с грузом был не в состояние вписаться в узкие повороты, поэтому приходилось часто корректировать его путь различными методами. Так как дороги СССР были в основном однополосными, при движении МАЗа-537 с грузом, приходилось останавливать движение в 2 стороны. Тяжёлый тягач постоянно находился под угрозой съезда в колею, часто случались аварии с участием гражданских автомобилей.

В конце концов ГАИ и военные решили предупреждать население о подобных перемещениях за несколько дней. Всё движение приходилось останавливать, после чего тягач преодолевал участок пути около 20-30 км.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1045
Источник: https://WarWays.ru/gruzovye-mashiny/maz-537.html

Боевое применение

Тягачи семейства МАЗ-537 не принимали прямого участия в каких-либо боевых действиях, однако они стали одним из элементов «Холодной войны», поскольку широко привлекались как для транспортировки различных ракет с ядерными боевыми частями, так и для их демонстрации во время устрашавших вероятного противника парадов на Красной площади.

Облик тягачей порой становился своего рода «дополнением» к грозному виду таких межконтинентальных страшилищ, как Р-36, Р-29, УР-100, Р-16 и Р-9А. МАЗ-537 успешно вывозил даже огромную орбитальную ракету ГР-1.

МАЗ-537 с заправочной цистерной

В то же время в войсках эти тягачи в первую очередь использовали для перевозки бронетехники. Поэтому и модификация МАЗ-537Г стала наиболее распространенной. Работа этих  машин не так бросалась в глаза, однако именно она обеспечивала высочайшую маневренность советских бронетанковых войск. Этот же вариант тягача был использован в 1977 году в качестве базы для создания мобильной атомной электростанции «Памир-630Д». К сожалению, после аварии на Чернобыльской АЭС обе этих экспериментальных энергетических установки были разобраны и более не восстанавливались.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 1153
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/maz-537/

Модернизированный вариант МАЗ-537


Через некоторое время МАЗ-537 был серьёзно модернизирован внешне. Данная модификация получила название МАЗ-537П. Теперь его кузов переоборудовали для перевозки личного состава. Лебёдка была убрана, а в кузове появился тент и скамейки. Тент, который крепился на дугах, мог устанавливаться в двух положениях:

  • В нижнем положении он прикрывал груз;
  • В верхнем — защищал людей от снега и дождя.

Тягач МАЗ-537П предназначался для транспортировки платформ со стратегическими ракетными комплексами.

МАЗ-537 отлично зарекомендовал себя при работах в северной части СССР. Геологи и различные специалисты по достоинству оценили его проходимость и грузоподъёмность. Специально для эксплуатации в северных условиях, были созданы пожарные и медицинские машины на базе МАЗ-537. К сожалению, эти автомобили так и остались единичными опытными экземплярами, так как производство даже базовых модификаций МАЗ-537 было очень затратным.

МАЗ-537 достаточно продолжительное время эксплуатировался не только в армии, но и в гражданской жизни, перевозя различные крупногабаритные грузы. В начале 90-х годов данные автомобили исчерпали свой ресурс, так как их силовая установка не отличалась долговечностью. Дальнейшие модернизации стали бессмысленны, поэтому МАЗ-537 уступил место более современным тягачам КЗКТ-7428, которые разрабатывались ещё в 1980-х годах на смену МАЗ-537.

Новый тягач КЗКТ-7428 начал серийно выпускаться уже в 1990 году. Через год для него был разработан полуприцеп повышенной грузоподъёмности, который мог использоваться и в сцепке с МАЗ-537. Новое семейство тягачей Курганского завода до сих пор решает все вопросы, связанные с транспортировкой тяжёлой гусеничной военной техники, хотя сам завод обанкротился ещё в 2011 году.

В наше время иногда еще можно увидеть МАЗ-537, которые остались у различных строительных предприятий в единичных экземплярах. Данные автомобили используются для транспортировки тяжёлых гусеничных бульдозеров или кранов.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1970
Источник: https://WarWays.ru/gruzovye-mashiny/maz-537.html

Достоинства и недостатки

Основное преимущество, которым обладает тягач МАЗ-537 – это его высокая грузоподъемность, позволяющая перевозить самые тяжелые, крупногабаритные и нестандартные предметы. Есть у него и другие очевидные плюсы:

  1. Высокая проходимость. Тягач достаточно легко преодолевает самые разные препятствия. Машина может, например, пересекать реку вброд при условии, что глубина не превышает 1,3 метра;
  2. Универсальность. Допускается перевозка самых разных видов груза. Уже после «демобилизации» эти машины вполне успешно справлялись с доставкой различной «негабаритной» техники и огромных промышленных конструкций;
  3. Удобство управления. Несмотря на свой необычный вид и большие размеры, тягач не требует от водителя очень значительных усилий;
  4. Всепогодность. Наличие независимой от силовой установки отопительной системы дает возможность применять МАЗ-537 в любых климатических условиях.

Доставка «исторических» танков Т-34-85

Основной недостаток тягача – это недостаточно высокий ресурс. Этот минус обусловлен огромными нагрузками и суровыми условиями эксплуатации машины. Еще один малоприятный недостаток – высокая стоимость. Правда, сегодня ощутить это в полной мере уже нельзя, поскольку новых МАЗ-537 в продаже попросту нет. К минусам можно было бы отнести и высокий расход топлива, однако с учетом огромной грузоподъемности эта характеристика не выглядит такой уж плохой.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Свежие публикации автора:

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 1601
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/maz-537/
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 22630
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://WarWays.ru/gruzovye-mashiny/maz-537.html: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 7919 (35%)
  2. https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/maz-537.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 4915 (22%)
  3. https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/maz-537/: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 6998 (31%)
  4. https://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/maz-537/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 2798 (12%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий