ЗИЛ-5301 — российский малотоннажный грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачёва. Первые прототипы появились в 1991 году. Серийно выпускался с 1995 по 2014 годы.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-5301
Содержание
- 1 История модели и назначение
- 2 Назначение машины и модельный ряд
- 3 Описание двигателя
- 4 Модификации автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок»
- 5 Устройство
- 6 Галерея[править | править код]
- 7 Кабина и кузов
- 8 Преимущества и недостатки. Отзывы владельцев
- 9 Цена нового и б/у ЗИЛ 131
- 10 Рама
- 11 Подводим итоги
- 12 Заправочные емкости
- 13 ЗИЛ-5301 фото
- 14 Особенности и эксплуатация
- 15 Видео
История модели и назначение
В начале 1990-х годов на заводе имени Лихачева открылся проект по созданию новой серии малотоннажных грузовиков. Конструкторы применили отдельные агрегаты и узлы от других продуктов завода, в качестве прототипа для новинки выступил немецкий грузовик Mercedes-Benz T2 с высоким расположением фар.
Дебютные ходовые экземпляры ЗИЛ 5301 появились в 1994 году. Тогда речь о серийном производстве не шла. Модель получила кабину от ЗИЛ 4331, часть элементов от Mercedes-Benz, оригинальную форму капота и немецкие турбодизели OM364 (объем – 4 л, мощность – 115 л.с.). Изначально разработку назвали ЗИЛ 3301М, но затем индекс изменили на ЗИЛ 5301.
Опытную партию завод выпустил в 1995 году, а спустя 2 года началось масштабное производство модели, прозванной «Бычок». Появление автомобиля было для предприятия жизненно необходимым, поскольку спрос на среднетоннажные грузовики, на которых оно специализировалось, с переходом к рыночной экономике резко сократился.
В 1997 году также была представлена модульная конструкция цельнометаллического кузова-фургона, посредством которой можно было создавать фургоны с несколькими секциями (2, 3 или 4) общим объемом до 20,5 кубометров. Базовой версией стал ЗИЛ 5301СС с 15,5-кубовым кузовом.
Позднее появились грузопассажирские вариации ЗИЛ 5301, производство которых стало возможным благодаря небольшой погрузочной высоте (765 мм) и сдвижной боковой двери. Грузовой отсек таких моделей был незначительно сокращен.
В 1998 году завод представил несколько небольших автобусов на базе ЗИЛ 5301 с вместимостью 15-19 человек.
К началу 2000-х годов «Бычок» в объеме производства АМО ЗИЛ вышел в лидеры с 56-процентной долей. Однако с появлением китайских аналогов спрос на него начал стремительно падать. К 2008 году ЗИЛ 5301 существенно сдал (11,6% общего объема). Даже небольшие модернизации исправить ситуацию не позволили, поскольку качество сборки оставалось на низком уровне.
В декабре 2011 года производство «Бычка» перенесли из столицы в Саратовскую область. Существенно на ситуации это не сказалось. ЗИЛ 5301 по-прежнему проигрывал основным конкурентам: европейским и японским аналогам – по качеству, китайским автомобилям – по цене. В итоге в 2014 году выпуск грузовика завершился. Ожидается выпуск обновленного “Бычка” (фото ниже).
«Бычок» был доступен в следующих модификациях:
- ЗИЛ 5301АО – базовый вариант;
- ЗИЛ 5301БО – версия для установки кузовов и специальных надстроек;
- ЗИЛ 5301ГО – изотермический фургон;
- ЗИЛ 5301ПО – изотермический фургон с улучшенными характеристиками;
- ЗИЛ 5301ДО – удлиненная вариация;
- ЗИЛ 5301ЕО – удлиненная вариация для установки специальных кузовов;
- ЗИЛ 5301ИО – изотермический фургон с удлиненной базой;
- ЗИЛ 5301ТО – удлиненное 2-кабинное шасси на базе ЗИЛ 5301ДО для установки специальных кузовов;
- ЗИЛ 5301ЮО – длиннобазная версия с 2 спальными местами.
По техническим параметрам «Бычок» не уступает конкурентам. Создавалась модель для выполнения перевозок в пределах города или области. Для дальних поездок существовали модификации со спальными местами.
Источник: https://gruzovo.com/zil-5301-bychok.html
Назначение машины и модельный ряд
ЗИЛ 5301 Бычок использовался для перевозки небольших партий грузов в условиях плотной городской застройки по автомобильным трассам с высокой плотностью движения. Компактное по размерам шасси позволяло совершать необходимые маневры при парковке для погрузки-выгрузки, обеспечивало экономию места при стоянке автомобиля. Экономичный дизель значительно снижал затраты на эксплуатацию и себестоимость грузоперевозок. Расход топлива на 100 км у ЗИЛ Бычок составлял 12 л.
Подобные параметры сделали автомобиль популярным в малом бизнесе, обеспечили спрос на машину.
Расширяя сферу применения на рынок малотоннажной техники выпущены модификации ЗИЛ Бычок:
1. ЗИЛ 5301АО – база головной модели;
2. индекс БО в конце обозначения — платформа для установки оборудования, может комплектоваться кузовами различного назначения;
- ГО и ПО – фургоны, в том числе изотермические;
- ДО – версия с удлиненной платформой;
- ЕО – удлиненная платформа под различного назначения кузова;
- ИО – удлиненная платформа фургона;
- ТО – удлиненная платформа с 6-местной на 4 двери кабиной;
- ЮО – наличие места для отдыха (сна).
3. Шасси ЗИЛ 5301БО предназначалось для размещения коммунального, грузоподъемного оборудования. Платформа ЗИЛ 5301ТО с шестиместной кабиной использовалась монтажными, строительными и ремонтными организациями, коммунальщиками.
4. Выпускались грузопассажирские варианты авто Бычок с малой высотой погрузки и боковой дверью сдвижной конструкции.
5. В 98 году на базе Бычка заводом начат выпуск автобусов-маршруток на 15 и 19 мест.
Бычок автобус
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/zil-5301-bychok.html
Описание двигателя
Оснащался рассматриваемый грузовик в разные периоды несколькими видами двигателей:
- ММЗ Д-245.12С (Евро 0);
- ММЗ Д-245.9 Е0 (Евро 0);
- ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро 2);
- ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро 3).
С апреля 2008 года по сегодняшний день все модели ЗИЛа-5301 комплектуются моторами, по своим экологическим качествам соответствующим требованиям Евро 3.
Знаете ли вы, благодаря каким техническим характеристикам МАЗ-53366 не только востребован среди потребителей, но и находится в производстве с 1978 года по настоящее время?
Прочитав эту статью, вы убедитесь, что купить б/у самосвал Хово во многих случаях гораздо выгоднее, чем приобрести новый.
Двигатель ММЗ Д-245.9 имеет следующие характеристики:
- тип – дизельный, четырехтактный;
- охлаждение – жидкостное (антифриз);
- образование топливной смеси – непосредственный впрыск;
- общее количество цилиндров – 4 шт.;
- диаметр цилиндра – 110 мм;
- длина хода поршня – 125 мм;
- общий объем камеры сгорания – 4,75 л;
- сжатие (расчетная величина) – 15,1;
- максимально возможная мощность при номинальных оборотах – 136 л. с. (100 кВт);
- скорость вращения коленчатого вала – 2 400 об/мин;
- расход топлива – 215 г/кВт;
- крутящий момент (максимальный) – 460 Н×м;
- масса – 430 кг (сухая), 500 кг (с заправочными жидкостями).
Рассматриваемый двигатель помимо всего прочего оснащается турбонаддувом – это одна из причин столь большой мощности. Конструкция предполагает охлаждение воздуха перед осуществлением поддува (промежуточного).
Габаритные размеры мотора относительно невелики, несмотря на годы разработки:
- длина – 1 016 мм;
- высота – 1 035 мм;
- ширина – 719 мм.
Расход составляет приблизительно 12 л на каждые 100 км пути при скорости не более 60 км/ч.
«Бычок» довольно резв и сможет потягаться даже со своими заграничными аналогами: предельная скорость с максимальной нагрузкой, согласно сопроводительной документации, составляет 95 км/ч.
Фактическая скорость данного автомобиля несколько больше. До 60 км/ч ЗИЛ-5301 разгоняется за 30 секунд.
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/zil/5301-byichok-harakteristiki-i-osobennosti-ekspluatatsii-modeli.html
Модификации автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок»
Низкая погрузочная высота «Бычков» (765 мм), хорошая грузоподъёмность при компактных размерах, небольшом радиусе разворота и отличной маневренности очень скоро были оценены по достоинству многими потребителями в России и СНГ. Дальнейшее развитие концепции данного автомобиля, а также реальная поддержка столичной власти позволили создать на его базе целый ряд грузовых и грузопассажирских модификаций; разнообразных спецмашин.
В частности, немалым спросом пользовались одно время «Бычки» с удлинённой кабиной, оборудованной спальным местом. Это доказывало, что ЗИЛ-5301 востребован, применим и рентабелен не только на внутригородских, но и на междугородних маршрутах малой и средней дальности.
На основе «Бычка» было создано целое семейство малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее в себя 15-ти и 19-ти местные модификации (с базой, соответственно, в 3650 и 4505 мм); а также реанимобиль ЗИЛ-32502М с односкатной ошиновкой и пневматической подвеской заднего моста, и штабной автобус ЗИЛ-325ША. Автобусы получили стабилизаторы обеих подвесок и анти-блокировочную систему (АБС).
Краткий обзор основных модификаций:
- ЗИЛ-5301АО – базовая версия модели;
- ЗИЛ-5301БО – шасси, адаптированное для установки специального оборудования, надстроек и цельнометаллических кузовов (в том числе инкассаторских и пожарных);
- ЗИЛ-5301ГО и ЗИЛ-5301ПО – специальные изотермические фургоны, основанный на версии ЗИЛ-5301БО;
- ЗИЛ-5301ДО – удлинённый вариант классического базового ЗИЛ-5301АО;
- ЗИЛ-5301ЕО – удлинённая модель, используемая для установки специальных кузовов и оборудования;
- ЗИЛ-5301ИО – удлинённый изотермический фургон;
- ЗИЛ-5301ТО – 2-х кабинное удлинённое шасси на основе ЗИЛ-5301ДО, предназначенное для монтажа широкого спектра специального оборудования и кузовов;
- ЗИЛ-5301ЮО – длиннобазная модификация с двумя спальными местами в удлинённой кабине.
Источник: https://TrucksReview.ru/zil/zil-5301-tehnicheskie-harakteristiki.html
Устройство
Прототипом автомобиля выступила машина Mercedes Vario. Конструкция рамы лестничного типа с лонжеронами сечения «швеллер» была позаимствована у немецкого «собрата». Это сделало «бычок» максимально безопасным (даже при лобовом столкновении рама автомобиля не складывалась). Спереди присутствует специальное устройство для буксировки автомобиля.
Тормозная система является 2-контурной, каждый из контуров независимый. Первый контур выполняет торможение левого заднего и правого переднего колес, второй – двух других колес. За счет этого достигается безопасность на дороге. В случае проблем с одним из контуров, водитель может выполнить экстренное торможение. В действие тормоза приводятся гидравликой. Передние тормоза – дисковые, задние – барабанные. Машина также комплектуется стандартным механическим ручником. Последние версии ЗИЛ 5301 оснащаются ABS.
В ЗИЛ 5301 используется 5-ступенчатая механическая трансмиссия с гипоидным типом главной передачи. Сцепление применяется дисковое стандартное в масляной ванне. На всех передачах, кроме первой и третьей, работает синхронизатор. Главным передающим механизмом является карданная передача с 3 шарнирами и промежуточной опорой.
На базовую модель устанавливаются типовые штампованные диски, выполненные из высокопрочного металла. Сплав отличается большой твердостью, позволяющей выдерживать экстремальные нагрузки без потери формы. Применение их на данном грузовике абсолютно обоснованно. Вместе с дисками используются классические бескамерные шины 227/75R16C. В незагруженном состоянии воздействие осей на дорожное покрытие примерно равно.
Кабина и внутреннее устройство автомобиля весьма комфортабельны, хотя большинство элементов имеют непритязательный вид. Водительское кресло регулируется по нескольким параметрам и является очень мягким. Обшивка его выполнена из прочного материала. В кабине сделана хорошая звуко- и теплоизоляция, позволяющая комфортно передвигаться зимой (мощная печка хорошо нагревает салон даже в морозы). Модели ЗИЛ 5301 оснащаются гидроусилителем руля, упрощающим маневрирование. Помимо стандартных кабин, доступны удлиненные версии со спальным местом и люком.
Благодаря простоте и надежности конструкции «Бычок» стал очень востребованным у россиян. Большинство узлов автомобиля можно отремонтировать даже в дороге. Однако у модели есть и серьезные недостатки.
Среди главных минусов следует выделить:
- плохое лакокрасочное покрытие. Отслаивание краски на кабине начинается уже в первый год работы (особенно на более старых моделях). У поддержанных автомобилей в большинстве своем имеются следы коррозии.
- шумный агрегат. Даже на холостом ходу мотор издает сильный урчащий звук. Устранить проблему можно путем дополнительной звукоизоляции с использованием войлока или иного материала;
- ненадежная система автономного отопления (устанавливается дополнительно);
- при наличии люка в крыше нередко наблюдаются подтеки;
- трудности c запуском в зимнее время. Проблема актуальна для всех модификаций ЗИЛ 5301;
- при длительной работе с перегрузкой нередко рвется резина;
- у заднего моста наблюдаются дефекты шестеренок дифференциала и растрескивание крестовин;
- автомобиль чувствителен к некачественным горюче-смазочным материалам.
При этом должное обслуживание позволяет существенно продлить работоспособность автомобиля. Моторное масло необходимо менять через 10000 км, замену масла в коробке – через 30000 км.
Вместе с тем, запчасти на ЗИЛ 5301 стоят дешево, а его ремонт особых трудностей не вызывает.
Схема электрооборудования ЗИЛ 5301
Источник: https://gruzovo.com/zil-5301-bychok.html
Это интересно: Технические характеристики ЗИЛ-ММЗ-554 и ТОП-2 модификации дизельного грузовика: раскрываем суть
Галерея[править | править код]
-
Реанимобиль ЗИЛ-530120 (32502М)
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-5301
Кабина и кузов
В целях удешевления в «Бычке» использовались конструкторские решения, ранее применяемые на продуктах автозавода имени Лихачева. Так, автомобилю досталась просторная кабина ЗИЛ-4331, дополненная выразительными фарами и необычным «оперением».
Для коммунальных служб предприятие создало 4-дверную 2-рядную кабину с 6 пассажирскими местами. И уже изначально ЗИЛ-5301 обладал целым «букетом» проблем и хронических «болезней», свойственных многим отечественным автомобилям.
Серьезные трудности обычно начинаются с кабины: двигатель слышно даже при небольших оборотах, шумо- и теплоизоляция выполнены на низком уровне, после нескольких минут на холодном воздухе в кабине становится очень холодно, а краска с капота слезает уже через несколько месяцев после начала эксплуатации.
«Печка» в автомобиле функционирует довольно уверенно, но ржевский отопитель, устанавливаемый опционально, имеет малую долговечность. Вентиляционный люк, появившийся в кабине, нравится водителям, но регулярно протекает, а дальний свет отличается малой эффективностью.
Однако, кабина — не самое больное место «Бычка», и данный элемент чаще удостаивается похвалы. Кроме прочего, рабочее место водителя имеет и положительные стороны. Особенно удобно сиденье – оно является регулируемым и чрезвычайно мягким. Текстильная обшивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.
Также в последних версиях значительно переработаны недостатки машины касательно кабины. Теперь водительская кабина обладает отличной тепловой и звуковой изоляцией, что позволяет с комфортом перемещаться зимой – мощная печка не даст водителю и пассажиру замерзнуть даже в сильный мороз.
Руль двухспицевый, большого диаметра. Благодаря этому параметру, а также наличию ГУР, управление автомобилем становится довольно простым – при осуществлении маневра необходимо вращать рулевое колесо по самому минимуму.
Помимо стандартных кабин доступны удлиненные версии со спальным местом и люком.
Отличительные особенности ЗИЛ-5301 «Бычок»:
- Оперение с небольшим капотом, открывающимся назад;
- Двухместное нерегулируемое пассажирское сиденье;
- Трехместная двухдверная кабина, построенная на основе модели ЗИЛ-4331;
- Отопитель, объединенный с системой охлаждения мотора;
- Отдельное водительское сиденье с механизмом подрессоривания, регулируемой жесткостью и настройками подушки, наклона спинки и положения;
- Трехщеточный стеклоочиститель с электроприводом и омыватель ветрового стекла с электроприводом.
Источник: https://all-auto.org/889-zil-5301.html
Преимущества и недостатки. Отзывы владельцев
- Основное достоинство ЗИЛ 5301 Бычок в простоте устройства, малых затратах на эксплуатацию и обслуживание, доступность запасных частей.
- Расход топлива ЗИЛ Бычок дизель достаточно экономичный и составляет 12-15 л на 100 км в зависимости от загрузки.
- ЗИЛ фургон в изотермическом исполнении позволяет расширить функционал машины (безопасно перевозить скоропортящиеся продукты и т. д.)
- Грузоподъемность «Бычка» ЗИЛ по факту эксплуатации доводилась до 5 т без последствий для подвески автомобиля.
- Двигатель отнесен к тракторным силовым агрегатом шумен и подвержен значительной вибрации, но в эксплуатации и обслуживании прост и надежен. Замена масла через 10 000 км, расход незначителен, долива не требуется.
Вместе с тем:
- Машина собрана крайне небрежно, качество комплектующих низкое.
- Механизмы регулировок водительского сидения быстро выходят из строя.
- Зимой в кабине холодно, температурный режим дизеля не обеспечивает эффективной работы отопителя. Кабина плохо герметизирована.
- Запуск дизеля при отрицательных температурах сложен, требует использования электро-факельного устройства либо предпускового подогревателя. Стартер на 24V при схеме 12V требует еженедельного переключения двух аккумуляторов, так как штатно заряжается только один из них.
- Передаточные числа режимов коробки не обеспечивают эффективного набора скорости груженого автомобиля.
- Не надежные узлы заднего моста.
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/zil-5301-bychok.html
Цена нового и б/у ЗИЛ 131
Грузовик является одним из наиболее доступных автомобилей своего сегмента. В этом плане с ним могут сравниться лишь китайские модели.
Новый ЗИЛ 5301 купить нельзя, поскольку его производство закончилось в 2014 году. Однако в продаже еще есть автомобили без пробега, их стоимость зависит от модификации. Ценник на базовые версии начинается от 774776 рублей. Модели с удлиненной платформой будут стоить от 811561 рублей. Модели с большой платформой обойдутся в 796450 рублей за минимальное исполнение.
Поддержанные автомобили предлагаются дешевле. Так, автомобили 1996-2001-го года будут стоить 80000-120000 рублей. Более новые варианты (2006-2008 года) обойдутся в 220000-300000 рублей.
Большой популярностью пользуется аренда «Бычка». Стоимость часа работы ЗИЛ 5301 будет стоить 450-600 рублей.
Источник: https://gruzovo.com/zil-5301-bychok.html
Рама
В качестве прототипа автомобиля использовалась одна из моделей малотоннажного грузовика от концерна Mercedes Benz под названием Vario.
От него же была унаследована конструкция рамы – лестничного типа, в которой имеются лонжероны с сечением типа «швеллер».
Такие конструктивные особенности позволяют «Бычку» быть довольно безопасным, поскольку даже при лобовом столкновении на большой скорости вероятность складывания рамной конструкции минимальна. Рама имеет следующие габаритные размеры:
- ширина – 845 мм;
- полки лонжерона (в ширину) – 70 мм;
- толщина металла, из которого изготавливается лонжерон, – 5 мм.
В передней части рамы имеется специальное устройство, позволяющее осуществлять буксировку автомобиля.
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/zil/5301-byichok-harakteristiki-i-osobennosti-ekspluatatsii-modeli.html
Подводим итоги
Автомобиль обладал множеством достоинств, потому пользовался большим спросом как со стороны частных перевозчиков, так и со стороны крупных компаний. С течением времени его модернизировали, он стал более экологичным и удобным в управлении. Если сравнивать последние и первые модели, то можно заметить существенную разницу в качестве сборки и работе элементов машины.
Учитывая немалый путь автомобиля в изменениях и конвейерном производстве, стоит ожидать, что в будущем модель может приобрести новые данные, которые вновь сделают старого доброго «Бычка» одним из самых популярных малотоннажников.
Источник: https://all-auto.org/889-zil-5301.html
Заправочные емкости
Заправочные емкости автомобиля довольно велики, и это обосновано мощностью двигателя и его предназначением:
- бачок для заливки омывающей жидкости – 2,2 л;
- сцепление (гидропривод) – 0,4 л;
- тормозная жидкость – 1 л;
- система ГУР – 3,2 л;
- количество масла в амортизаторе (верно для любого) – 0,45 л;
- коробка передач (масло) – 5,1 л;
- задний мост (масло) – 3,3 л;
- емкость системы охлаждения (для полного заполнения) – 16 л;
- смазка двигателя и радиатора (суммарное количество) – 11,5 л;
- емкость топливного бака – 125 л.
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/zil/5301-byichok-harakteristiki-i-osobennosti-ekspluatatsii-modeli.html
ЗИЛ-5301 фото
Источник: https://all-auto.org/889-zil-5301.html
Особенности и эксплуатация
В целом ЗИЛ-5301 зарекомендовал себя как надежный и недорогой в обслуживании и ремонте автомобиль. По мнению специалистов меньше всего нареканий вызывает довольно надежный двигатель минского моторного завода. В качестве слабых мест указываются задний мост, низкое качество лакокрасочных покрытий, часто протекающий люк кабины и плохая сборка узлов и деталей.
Автомобиль рассчитан на использование отечественных горюче-смазочных материалов, а их невысокая стоимость существенно снижает эксплуатационные расходы. Замена моторного масла должна производиться каждые 10 000 км. пробега. Масло ТСп-15К в коробке передач меняется не реже чем через 30 000 км. пробега.
К основным особенностям «Бычка» можно отнести:
- Оригинальное оперение с небольшим, открывающимся назад капотом;
- Раму лестничного типа с лонжеронами типа «швеллер»;
- Наличие в передней части рамы специального устройства для осуществления буксировки;
- Отдельное сидение водителя с системой подрессоривания и регулируемой жесткостью подушки;
- Омыватель лобового стекла с электрическим приводом;
- Трехточечный стеклоочиститель с электроприводом.
Источник: https://gruzato.ru/zil-5301.html
Источник: https://gruzato.ru/zil-5301.html
Видео
Источник: https://gruzato.ru/zil-5301.html
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:
- https://gruzovo.com/zil-5301-bychok.html: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 7398 (31%)
- http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/zil/5301-byichok-harakteristiki-i-osobennosti-ekspluatatsii-modeli.html: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 3226 (14%)
- https://TrucksReview.ru/zil/zil-5301-tehnicheskie-harakteristiki.html: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 1935 (8%)
- https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/zil-5301-bychok.html: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 2977 (13%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-5301: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 253 (1%)
- https://all-auto.org/889-zil-5301.html: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 4168 (18%)
- https://spectekhnika.info/zil-5301/: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 778 (3%)
- https://gruzato.ru/zil-5301.html: использовано 6 блоков из 12, кол-во символов 3030 (13%)