Грузоподъёмная машина – подъёмный механизм (устройство) циклического действия, предназначенный для перемещения в пространстве груза и (или) работников (однорельсовые тележки, тали, лебедки, крановые подъёмники). [1, п. 2.1.2]
Грузоподъёмный кран – машина циклического действия, предназначенная для подъёма и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом. [1, п. 2.1.1]
Источник: https://eam.su/1-2-obshhie-svedeniya-o-gruzopodyomnyx-kranax-ix-klassifikaciya.html
Содержание
Общие сведения о строительных кранах
Краны применяют в различных отраслях н/х для перемещения грузов по пространственным траекториям произвольной конфигурации. Их изготовляют в виде консольных и пролетных конструкций. Базовые параметры СКр определяются параметрами строительных объектов и их элементов.
Консольные краны- стреловые с поворотными неповоротными частями. К ним крепится стрела с полиспастом на ее конце, к подвижной обойме которого подвешено грузозахватное устройство. Обойма может быть установлена на подвижной каретке (тележке), перемещающейся вдоль стрелы. Груз в таких кранах всегда находится вне опорного контура крана. К консольным относят мачтово-стреловые и башенные краны, большая группа самоходных стреловых кранов (гусеничных, рельсоколесных, пневмоколесных, на шасси автомобильного типа, автомобильных, тракторных, кранов- трубоукладчиков, мощных монтажных кранов).
Краны пролетного (мостового) типа — состоят из пролетного строения и перемещающейся по нему тележки с полиспастом. Груз находится в пределах опорного контура крана. В эту группу входят мостовые, козловые и кабельные краны.
Основные параметры кранов: 1- грузоподъемность; 2- высота подъема груза; 3- вылет груза; 4- пролет (расстояние между продольными осями рельсов кранового пути); 5- глубина опускания груза; 6- колея(расстояние между колес, гусениц); 7- база; 8- скорость подъема груза; 9- скорость главной посадки груза; 10- средняя скорость изменения вылета; 11- частота вращения поворотной части крана; 12- скорость передвижения крана.
Зависимость грузоподъемности от вылета груза называют грузовой характеристикой. Представляется графически. Различают min и max вылеты, соответствующие наибольшей и наименьшей грузоподъемности. Изменение вылета влечет к изменению max высоты
подъема груза. Это высотная характеристика. Совмещая их на одном графике, называют ее грузовысотной характеристикой. Грузоподъемность * вылет = грузовой момент. Контур, охватывающий опорные элементы (колеса, выносные опоры, гусеницы) называют опорным контуром.
Производительность кранов (общая масса, перемещенная в единицу времени):
где Q – максимальная грузоподъемность;
, — коэффициенты использования крана по грузоподъемности и по времени;
— продолжительность рабочего цикла крана;
=0,5-0,6(12-14ч работы в сутки) – среднесуточный;
=0,41-0,43 (3600-3800ч в году) – среднегодовой;
=0,5 – при СМР; =0,6 – при перегрузке штучных грузов.
Источник: https://studfile.net/preview/2630165/page:11/
Мачтово-стрелковые краны
Это краны со стационарно установленной мачтой, поддерживаемой растяжками- вантами (вантовые краны) или жесткими раскосами (подкосные или жестконогие краны). Применяются для монтажа сборных конструкций и технология на крупных стройках.
Вантовый мачтово-стреловой кран состоит из мачты, стрелы, грузового и стрелового полиспастов, электролебедок, опорной балки, удерживающих мачту вант. Внизу через подпятник мачта опирается на поворотный круг с канатным приводом. Сверху через опору она раскреплена 4,6 или с 8-ью растяжками – вантами (зависит от грузоподъемности). Она наклонены к горизонту под 300 . Винты натягивают и удерживают ручными лебедками или стяжными муфтами (талрепами), прикрепленных к якорям. Стрела шарнирно внизу закреплена на мачте. Вверху удерживается стрелоподъемным полиспастом. Грузоподъемность их от 5 до 25 т.
Жестконогий мачтово-стрелковый кран. Мачта у него поддерживается жесткими подкосами, опирающие на балки- лежни. Для устойчивости их пригружают балластом или заанкеривают. Здесь стрела может быть удлинена (в 1,5 – 2 раза по сравнению с предыдущим краном). Их грузоподъемность от 0,75 до 35 т.
Башенные краны – это машины со стрелой, закрепленной вверху вертикальной башни, ведут работы по перемещению грузов и монтажу СК за счет сочетания работы движений: подъем, опускание груза, изменение вылета, поворота стрелы и передвижения самого крана. Это основные грузоподъемные во многих отраслях промышленности и строительства. Грузоподъемность: от 5 до 25, до 50 т и до 250 т. Высокая маневренность, большая зона обслуживания и подстрелового пространства.
Классифицируют:
-по назначению (строительные, монтажные, краны перегружатели);
-по возможности передвижения (по рельсам; стационарные или приставные; самоподъемные);
-по способу изменения вылета крюка (с подъемной и с горизонтально балочной стрелой);
-по типу вращающихся элементов башенно-стрелового оборудования (с поворотными башнями или головками);
-по типу металлоконструкций (решетчатые и трубчатые).
О системе индексации. Их обозначают индексом типа КБ-0000Базовые модели башенных кранов обозначаются буквами КБ (кран башенный) и
цифрами:
Рис.6.1. Система индексации башенных кранов: Первая цифра (I) – размерная группа по грузовому моменту.
Две вторые цифры (II, III) – порядковый номер базовой машины, имеющей поворотную или неповоротную башню.
Четвертая (IV) – номер исполнения, отличающийся от базовой модели, например, длиной стрелы, высотой подъема, величиной максимальной грузоподъемности.
После цифр (V) – может указываться обозначение очередной модернизации (А, Б, В) и климатическое исполнение для холодного, тропического и тропически влажного климата
(ХЛ, Т, ТВ).
Башенный кран с поворотной башней состоит из неповоротной рамы с ходовым устройством и ее приводом и поворотной частью. Последняя включает поворотную платформу с противовесом, механизмом вращения, грузовой и стреловой лебедками, башню, стрелу, полиспасты. На всех механизмах электроприводная стрела может быть оборудована грузовой кареткой.
Краны с неповоротной башней — отличие в том, что вместе с нижней рамой и
ходовыми тележками к неповоротной части относится также башня с порталом и балластом в нижней части.
Приставные (стационарные) башенные краны – для строительства высотных сооружений (150м и более). Состоит из поворотной головки и горизонтальной стрелы с перемещающейся по ней грузовой кареткой. Их устанавливают на специальном фундаменте или на части фундамента здания. Башню крепят к зданию с помощью закладных рам. Башню наращивают секциями 2,5-7м.
Переставные (самоподъемные) краны применяют при строительстве высотных зданий с жестким и прочным металлическим каркасом.
Отличие – короткая башня без портала и наличием охватывающей башню обоймы. башня опирается на опорную балку с откидными упорами. Грузоподъемность 15т.
Мгр=3300кНм.
Источник: https://studfile.net/preview/2630165/page:11/
По назначению:
- Общего назначения — для решения гражданских и общепромышленных задач, чаще всего, строительства;
- Специальные — для эффективного проведения работ повышенной сложности;
- Высотные (самоподъемные, ползучие, приставные) — для задач, решаемых на большой высоте;
- Погрузчики — востребованы при высокопроизводительной работе, обычно актуальны на крупных складах.
Источник: https://o-cranes.ru/bashennyj-kran
Классификация грузоподъёмных кранов по типам [2]
Мостовые краны (рисунок 1.1) широко распространены в заводских цехах и на складах. Мост такого крана перемещается по надземному крановому пути, который уложен на колоннах, поэтому кран не занимает полезную площадь помещения. Мостовой кран состоит из двух основных частей: моста и перемещающейся по нему грузовой тележки. На тележке расположены механизм подъёма и механизм передвижения тележки. Кроме основного механизма подъёма на тележке может быть установлен вспомогательный механизм, грузоподъёмность которого в 3-5 раз меньше грузоподъёмности основного механизма. Механизмы крана имеют электрический привод. Они обеспечивают три рабочих движения крана для перемещения груза в любую обслуживаемую часть помещения: подъём-опускание груза, передвижение грузовой тележки, передвижение моста.
Кран-балка (рисунок 1.2) – это мостовой кран, у которого грузовой тележкой является электрическая таль. Выпускают кран-балки грузоподъёмностью до 5 т. Управление такими кранами осуществляется с пола с использованием подвесного пульта.
Мост козлового крана опирается на наземный крановый путь при помощи опор и ходовых тележек (рисунок 1.3). Козловые краны применяют для погрузочно-разгрузочных работ на открытых складах. Козловые краны общего назначения могут иметь грузоподъёмность до 60 т и пролёт до 34,5 м.
Портальный кран – это поворотный кран, размещённый на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного, автомобильного или прочего транспорта.
Башенный кран – это поворотный кран со стрелой, закреплённой в верхней части вертикально расположенной башни.
Стреловой кран – это поворотный кран, у которого стрела закреплена на поворотной платформе, размещённой непосредственно на ходовом устройстве (на автомобильном шасси, гусеничном ходу, железнодорожной платформе).
Наиболее распространены грузоподъёмные краны со следующими типами грузозахватных органов (рисунок 1.6):
- крюковые;
- магнитные;
- грейферные;
- клещевые.
При необходимости применяются специальные грузозахватные органы.
Источник: https://eam.su/1-2-obshhie-svedeniya-o-gruzopodyomnyx-kranax-ix-klassifikaciya.html
По возможности перемещения:
- Стационарные — могут быть универсальными или приставными;
- Передвижные — могут быть прицепными или самоходными;
- Самоподъемные — монтируемые прямо сверху возводимого объекта.
Источник: https://o-cranes.ru/bashennyj-kran
Вопросы для контроля
- Каковы основные разновидности грузоподъёмных кранов?
Материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович.
Источник: https://eam.su/1-2-obshhie-svedeniya-o-gruzopodyomnyx-kranax-ix-klassifikaciya.html
По типу ходового устройства:
- На гусеницах
- На пневмоколесах
- На рельсах
- На шасси
- Шагающие
- Автомобильные
Также нужно отметить, что по своим конструктивным особенностям актуальные сегодня линейки башенных кранов могут быть классическими, безоголовочными и быстромонтируемыми.
Классификация достаточно обширна, поэтому в отношении всех моделей проводится индексация. Башенные краны, в зависимости от их роли и исполнения, маркируются по группам. Причем с таким расчетом, что внутри каждой — похожие сборочные единицы, общие принципиальные схемы, унифицированные или даже аналогичные блок-модули. Таким образом почти каждая характеристика башенного крана, независимо от его производителя, заранее определена, что облегчает его выбор, эксплуатацию и ремонт.
Источник: https://o-cranes.ru/bashennyj-kran
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://studfile.net/preview/2630165/page:11/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 6266 (60%)
- https://o-cranes.ru/bashennyj-kran: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 1319 (13%)
- https://eam.su/1-2-obshhie-svedeniya-o-gruzopodyomnyx-kranax-ix-klassifikaciya.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2798 (27%)