К числу наиболее популярных моделей тракторной техники, которые повсеместно используются на территории бывшего СССР, следует отнести МТЗ 82, выпускающийся до сих пор. Регулировка тормозов МТЗ 82 представляется важной процедурой, позволяющей избежать серьезных поломок, сделать эксплуатацию транспортного средства более безопасной.
Содержание:
Источник: https://TraktoraMira.ru/remont-i-obsluzhivanie/ustrojstvo-tormoza-mtz-82.html
Содержание
Схема тормозной системы
Прежде чем приступать к регулировке или ремонту этого важного узла, целесообразно изучить схему его устройства. С её помощью можно узнать, что представляет собой тормозная система МТЗ 82, ознакомиться с особенностями её конструкции и принципом работы. Это позволит мастеру избежать ошибок при самостоятельном выполнении обслуживания.
Устройство тормозов
Тракторы данной серии оснащаются тормозной системой сухого типа, основным элементом которой представляются специальные диски. Они размещаются симметрично на ключевых валах, за счет чего останавливают их движение при необходимости. Для защиты столь важных деталей от механических повреждений используются прочные кожухи, что позволяет увеличить срок службы дисков.
Трактор пользуется большим спросом на территории нашей страны
Изучая устройство тормоза МТЗ 82 более подробно, необходимо выделить сразу несколько ключевых узлов, заслуживающих упоминания. Среди них:
- тормозные диски, совмещенные между собой с помощью соединительных узлов;
- накладки фрикционные, размещенные на дисковых механизмах;
- 2 нажимных диска, которые соединены с тормозными аналогами, изготавливаются из высокопрочного чугуна.
Конструкция элемента предусматривает наличие нескольких разжимных шарообразных элементов, равномерно распределенных по окружности между дисковых механизмов. Для их фиксации используются специальные углубления, что обеспечивает корректную работу узла.
Тормозная система надежно защищена от попадания различных веществ, например, смазочных материалов, способных нарушить их функционал. В качестве защитного элемента, не допускающего протечек, используется стакан с поджимными манжетами, а его крышка оснащена резиновым уплотнителем.
Источник: https://TraktoraMira.ru/remont-i-obsluzhivanie/ustrojstvo-tormoza-mtz-82.html
Это интересно: ТОП-4 лучших моделей тракторов Террион (Terrion)
Устройство и принцип работы
Тормозная система МТЗ 82 с механическим приводом и сухими фрикционными дисками. Два рабочих органа тормозов размещены в цилиндрических корпусах с обеих сторон картера трансмиссии на одной оси ведомой шестерни главной конической передачи с дифференциалом на ведущих валах конечной передачи трактора. Активацией механического привода тормозной механизм обеспечивает остановку ведущих валов левой и правой конечных передач трансмиссии, останавливая движение машины.
Механизм тормоза МТЗ 80
Каждый тормозной орган состоит из пары нажимных чугунных дисков и установленных по бокам пары фрикционных дисков. Фрикционные диски размещены на шлицах ведущих валов. Движение нажимных дисков осуществляется приводом через систему рычагов за счёт перекатывания разжимных шариков, установленных между деталями в наклонных проточках. При нажатии педали шарики перекатываются в проточках и набегают на её подъём, раздвигая диски. Остановка вращения ведущих шестерён происходит в результате движения нажимных дисков, при этом фрикционные накладки соединяются одной стороной с поверхностями нажимных дисков и второй стороной с неподвижными поверхностями кожуха и стакана. При удержании нажатия педали шарики максимально набегают на подъём проточки и упираются в буртик, фрикционные диски прижимаются к поверхностям, полностью затормаживая вращения валов. Для параллельности плоскостей нажатия и три проточки с шариками размещены по окружности с шагом 120 ̊ или с пятью проточками с шагом 72 ̊ . Возврат в исходное положение достигается усилием трёх стяжных пружин установленных на паре нажимных дисков. Рычаги и педали привода выходят из рабочего положения также за счёт усилия пружины.
Механизм тормоза МТЗ 80 с приводом
В старых конструкциях МТЗ 80 (82) роль стояночного тормоза выполняет защёлка, удерживающая педали в нажатом состоянии. Тормозная система более новых тракторов оборудована дополнительным тормозным барабаном, выполняющим роль стояночного тормоза. Орган имеет полностью идентичную конструкцию, установлен с права вместе с штатным тормозом на одной оси и управляется отдельным рычагом с секторным фиксатором.
Для синхронного управления тормозами левого и правого механизма педали привода спариваются перемычкой, перед нажатием тормозов выключают сцепление. Для осуществления подтормаживания при поворотах, уменьшая радиус, педали привода разблокируют для возможности торможения отдельно левым или правым органом.
Источник: https://vseomtz.ru/bez-rubriki/tormoznaya-sistema-mtz-82
Регулировка
Эффективность проверяют на сухой дороге с твёрдым покрытием. При торможении движения со скоростью 25 км/ч тормозной путь, до полной остановки, не должен превышать 9 метров. Разница длины тормозного левого и правого следов не должна превышать 1 метр. При несоответствии производят дополнительную регулировку опаздывающей стороны.
Настройка хода педалей
Настройка заключается в регулировке хода приводных педалей тормозов. Правильная регулировка обеспечивает равномерное торможения левой и правой стороны. Ход педалей должен составлять 70 – 90 мм для тракторов с малогабаритной кабиной, с большой обзорной кабиной свободный ход должен быть 110 -120 мм. Регулировку осуществляют изменением длины регулировочного винта 2. Увеличенный ход педали снижает эффективность торможения, уменьшенный ход приводит к преждевременному износу накладок дисков. Для достижения одновременного торможения сблокированными педалями ход педали левого тормоза должен быть на 5 -20 мм меньше хода правой.
Регулировка свободного хода педали тормоза
Нехватка резьбовой части регулировочного винта при регулировке говорит о недопустимом износе тормозных дисков или контактных поверхностей.
Регулировка стояночного тормоза
Правильная настройка ручника даёт полное блокирование колёс и удержание трактора на уклоне 18 %. Регулировку производят в следующем порядке:
- устанавливают рычаг в переднее положение, ослабляя тормоз
- отворачивают контргайку регулировочного винта 1 и контргайку 7 после освобождают соединительный палец,
- поворачивают рычаг 4 и совмещают верхнюю кромку паза В1 рычага 2 с верхней кромкой паза В2 рычага 3 правой педали тормоза, а затем, вращая вилку 6, совместите отверстия рычага 4 и вилки 6 и вставьте палец 5
- Закручивая или выворачивая винт 1 выбирают положение, при котором затяжка тормоза рычагом с усилием 400 Н осуществится в положении между третьим и четвёртым щелчком фиксатора. В заключение затягивают контрольные гайки регулируемых тяг.
Регулировка привода тормоза МТЗ 80
Контроль регулировки органов управления тормозной системы производят при плановом обслуживании с периодичностью 500 рабочих часов.
Регулировка привода управления пневматическими тормозами прицепа
Механический привод управления параллельно связан с приводом управления тормозным пневматическим краном. Для обеспечения своевременной подачи давления воздуха в рабочие камеры тормозов прицепа при торможении, производится настройка длинны тяги 1 «открытия тормозного крана» и усилия пружины 3 «предварительного сжатия» установленной на тяге. Длинна регулируется таким образом, чтобы в свободном положении органов управления тормозом зазор между верхними кромками пазов и рычагов 6 и 7 составлял 1-2 мм. Длина пружины 3 должна быть 37 мм и регулируется вращением упорной гайки 2 на резьбовой части тяги 1.
Регулировка привода тормозного воздушного крана МТЗ 80
Для обеспечения достаточного усилия воздухом регулируется давление в пневмомагистрали управления тормозами прицепа. Для настройки отсоединяют тягу 1 привода в сочленении с пневмокраном под резиновым кожухом 8. Отворачивают проушину 9 сочленения на несколько оборотов и вращением регулировочной гайки устанавливают давление в магистрали 7,7 кгс/см2. Затем фиксируют положение контрогайкой, соединяют проушину с тягой и устанавливают резиновый кожух.
Источник: https://vseomtz.ru/bez-rubriki/tormoznaya-sistema-mtz-82
Стояночно-запасная тормозная система и ее устройство
Стояночно-запасной тормоз устанавливается на кожухе правого тормоза. Система состоит из специальных дисков (тормозных, а также соединительных), которые располагаются внутри кожуха. Шлицевой вал, проходящий через ведущую, полую внутри шестерню, передает вращение крестовины дифференциала заднего моста на соединительные диски.
Когда водитель трактора перемещает рычаг привода на себя, происходит поворот тормозных дисков, вследствие чего, благодаря трению между накладками соединительных дисков и нажимными стенками кожухов происходит торможение. Для растормаживания же водителю необходимо переместить рычаг на себя. Обратите внимание, что данную систему разрешено использовать в качестве запасной исключительно в случае, когда рабочая система не функционирует.
Источник: https://traktoramtz.com/uzly-i-agregaty/tormoznaya-sistema.html
Рекомендации по эксплуатации
Причиной плохого торможения является попадание на рабочие диски масла, провоцирующего проскальзывание фрикционных накладок. Протекание смазки в корпуса тормозных барабанов происходит в результате износа сальников, изолирующих масляный картер трансмиссии и масляный корпус муфты блокировки дифференциала соединённый с левым корпусом тормоза трактора. Самоподжимные резиновые уплотнители установлены в крышке стакана, сама крышка уплотняется резиновым кольцом в проточке корпуса заднего моста. При обнаружении замасливания механизма узел разбирают и устраняют причину. Детали промывают бензином и после высыхания производят сборку.
Потеря эффективности работы тормозов возникает в результате износа накладок дисков, а также при появлении канавок в результате износа на рабочих плоскостях. Если общий износ толщины накладок превышает 8 мм — фрикционные диски заменяют новыми. При этом рекомендуется менять детали с обеих сторон для обеспечения одновременного торможения левой и правой сторон.
Причины заклинивания
Многие водители выражают мнение, что конструкция тормозов трактора МТЗ 82 (80) неудачная и довольно капризная в эксплуатации. Основные нарекания на работу системы заключаются в заклинивании механизма в заторможённом положении. Трактористы расходятся во мнениях, обсуждая факторы порождающие заклинивание, однако, общей причиной, возникновения нарушений в работе тормозов и преждевременном износе деталей это загрязнение механизма. Хочется отметить, что быстрое загрязнение является следствием попадания в механизм смазочных материалов, порождающих налипание пыли на детали узла.
Для определения причин возникновения и устранения неполадки нужно произвести демонтаж узла и его разборку. Особое внимание нужно обратить на состояние деталей нажимного механизма и фрикционных дисков.
- Загрязнение механизма может провоцировать заклинивание в результате попадания твёрдых включений между нажимными дисками. В таком случае загрязнение не позволяет возвращаться дискам в исходное положение после отпускания педали.
- Выработка в наклонных проточках нажимных дисков, возникновение канавок и задирав, а также износ шариков с потерей формы провоцирует заклинивание.
- Потеря усилия в натяжении или выпадение возвратных пружин нажимных дисков также являются причиной клина.
- Выработка шлицов на ступицах фрикционных дисков и валах образует недопустимые зазоры, являющиеся дополнительным фактором заклинивания.
- Также увлажнённые тормозные диски могут примерзать при отрицательной температуре с включённым стояночным тормозом.
При сборке узла, осуществляя ремонт, обратите внимание на целостность всех соединительных уплотнений и пыльников в выводах для рычагов привода. Предохранение узла от внешних загрязнений и проникновения влаги обеспечит безотказную работу тормозов и продлит эксплуатационный ресурс органов.
Источник: https://vseomtz.ru/bez-rubriki/tormoznaya-sistema-mtz-82
Универсальная пневматическая тормозная система и ее устройство
Универсальная пневматическая тормозная система большинства моделей тракторов МТЗ состоит из следующих частей:
- компрессор;
- ресивер;
- регулятор давления;
- пневмопереходчик;
- тормозной кран;
- соединительная головка;
- разобщительный кран;
- трубопровод.
Используется при агрегации с телегами и орудиями, которые оборудованы гидравлическими или пневматическими приводами тормозных механизмов, а также для других целей, в частности подкачки колес, питания кондиционера в салоне и пр.
Возможные поломки и способы их устранения | |
Постепенное повышение давления в реверсе. | Проблема вероятнее всего в компрессорных клапанах, которые травят воздух. Также мы рекомендовали бы проверить поршневые кольца компрессора и пневматику. |
При нажатии тормозной педали моментально падает давление. | Скорее всего, поломка кроется во впускном клапане тормозного крана. |
Замедлен возврат штока пневматики в исходное положение. | Проблема кроется в возвратной пружине, либо поврежден сам шток. |
Масло в пневматику поступает сверх нормы. | Сильный износ либо физические повреждения поршневых колец в компрессоре. |
Конечно, неисправностей может быть масса, однако мы советуем не откладывать осмотр техники на потом и сразу же выполнять ремонт, даже несмотря на то, что в тракторах МТЗ имеются дублирующие, а также вспомогательные системы.
Источник: https://traktoramtz.com/uzly-i-agregaty/tormoznaya-sistema.html
Заключение
Тормоза МТЗ 82 отличаются простым устройством и принципом работы, способны обеспечить быструю остановку транспортного средства. Они нуждаются в регулярном обслуживании и настройке, которые можно выполнить самостоятельно, воспользовавшись инструкцией.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://TraktoraMira.ru/remont-i-obsluzhivanie/ustrojstvo-tormoza-mtz-82.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://vseomtz.ru/bez-rubriki/tormoznaya-sistema-mtz-82: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 8581 (60%)
- https://TraktoraMira.ru/remont-i-obsluzhivanie/ustrojstvo-tormoza-mtz-82.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 3578 (25%)
- https://traktoramtz.com/uzly-i-agregaty/tormoznaya-sistema.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2169 (15%)