Технические характеристики и устройство грузового автомобиля КамАЗ-43105: рассматриваем тщательно

КАМАЗ 4310 – известный и любимый в народе грузовой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом на все три независимых моста.



История создания

Техническая составляющая

Развитие серии 4301x

Тайфун-1

Основные модификации

Технические характеристики

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 273
Источник: http://gredx.ru/history/kamaz-4310

Назначение

Поступивший в Вооруженные Силы СССР КАМАЗ-4310 стал использоваться как многоцелевой грузовой автомобиль повышенной проходимости для перевозки грузов и личного состава. С установленными на базе автомобиля КУНГами, машина стоит на вооружении в качестве передвижных мастерских, штабов или медицинских пунктов. Довольно часто КАМАЗ-4310 используется для организации работы подразделений МЧС и геолого-разведочных экспедиций. В качестве бортового грузового автомобиля его применяют для перевозки грузов сельскохозяйственного назначения, при строительстве, в охотхозяйствах и на различных производствах. Довольно часто можно встретить КАМАЗ-4310 с установленным подъемным оборудованием и специальным прицепом для погрузки и перевозки древесины в лесозаготовительной отрасли. По заказу некоторые комплектации машины оснащались спальным местом водителя, что давало возможность отдохнуть водителю при перевозках грузов на значительные расстояния. Автомобиль имеет военное происхождение, поэтому конструкция и все системы рассчитаны на эксплуатацию в условиях плохих дорог, в любую погоду и во всех климатических зонах.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1119
Источник: https://spectekhnika.info/kamaz-4310/

Устройство автомобиля


Если брать техническое состояние, то для 80-х годов данный КамАЗ вездеход являлся самым отличным грузовым внедорожником, какой умел преодолеть большие помехи, и не боялся крутых подъемов и спусков, мог почти «переплыть» броды, по глубине какие достигали 1.5 метра. Серийный выпуск данной модели начался с января 1981 года, как раз, накануне 26-го съезда Коммунистической партии.

Само наименование показывает, что грузовая машина производилась на мощностях КамАЗ (Набережные Челны). Но немногие знают, что, в действительности КамАЗ-4310 обладает московскими корнями и разрабатывался конструкторским составом от объединения «ЗИЛ». Поручение разработать внедорожную машину инженерный состав принял в далеком 1960 году.

Спустя год утряслись технические составляющие, и на производство выделили 10 лет. За всю продолжительность работ над заказом на предприятиях ЗИЛа собрали около 12 прототипов возможного автомобиля КамАЗ. Интересно, что во время разработок нашли немалое число оригинальных технических внедрений, какие предоставили для инженерного состава ЗИЛа больше 50 авторских свидетельств.

Штатная комплектация грузовика получила совершенно новенький принцип работы ведущих мостов. Модель была оборудована приводом постоянного типа с 4 карданными валами. Штатная конфигурация была вместе с кузовом, который состоял из металлической базы, где был также тент и каркас. Грузовой автомобиль служил для транспортировки пассажиров и разных грузов повышенного тоннажа.

Модель КамАЗ-4310 умеет работать в разнотипных климатических широтах. Может выдерживать температуру от -45 до +50, поэтому является довольно востребованным во многих странах мира.

Салон кабины

Кабина получилась 3-местной и имеет термоизоляцию, которая вместе с шумовой изоляцией позволяет более комфортно себя чувствовать. Не забыли также внедрить независимый отопитель калориферного образца. Кабину можно откидывать с помощью гидравлического подъемника вперед.

Базовая комплектация не имеет спального места, но в качестве отдельной опции его можно установить. Сидение водителя является подрессоренным и может регулироваться по длине, массе и наклону спинки. Вдобавок ко всему, производителем предусмотрено наличие сидений тропической конфигурации.

Понятно, что до европейских аналогов салону КамАЗ-4310 еще очень далеко, но на те времена выпуска кабина была довольно уютной и позволяла не так сильно уставать при долгой работе. Сами сидения довольно простого типа. Панель приборов выглядит в спартанском стиле, но все, что необходимо, вынесено на приборную доску.

Не стоит забывать, что многие экземпляры взяла себе на вооружение армия, где не так важен комфорт, а отдается предпочтение проходимости, надежности и функциональности. Есть возможность опустить козырек при ярком солнечном дне, как для водителя, так для пассажира.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2804
Источник: https://spectekhnika.info/kamaz-4310/

В игровой и сувенирной индустрии[править | править код]

Казанским объединением «Элекон» выпускается масштабная модель в масштабе 1:43 КамАЗ-4310 и его модификации. Модель изготавливается из металлического сплава (белого металла) и пластика.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 243
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%90%D0%97-4310

Салон кабины


Кабина получилась 3-местной и имеет термоизоляцию, которая вместе с шумовой изоляцией позволяет более комфортно себя чувствовать. Не забыли также внедрить независимый отопитель калориферного образца. Кабину можно откидывать с помощью гидравлического подъемника вперед.

Базовая комплектация не имеет спального места, но в качестве отдельной опции его можно установить. Сидение водителя является подрессоренным и может регулироваться по длине, массе и наклону спинки. Вдобавок ко всему, производителем предусмотрено наличие сидений тропической конфигурации.

Понятно, что до европейских аналогов салону КамАЗ-4310 еще очень далеко, но на те времена выпуска кабина была довольно уютной и позволяла не так сильно уставать при долгой работе. Сами сидения довольно простого типа. Панель приборов выглядит в спартанском стиле, но все, что необходимо, вынесено на приборную доску.

Не стоит забывать, что многие экземпляры взяла себе на вооружение армия, где не так важен комфорт, а отдается предпочтение проходимости, надежности и функциональности. Есть возможность опустить козырек при ярком солнечном дне, как для водителя, так для пассажира.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 1150
Источник: https://all-auto.org/870-kamaz-4310.html

История развития и модификации КАМАЗ 4310

Основная модификация была настолько удачной, что производилась с незначительными изменениями с 1981 по 1990 годы. При этом, независимо от модификации, кабина оснащалась гидравлической системой наклона вперед и опционально, в некоторых партиях, оборудовалась спальным местом.

С 1989 года в производство поступили дополнительные модификации, в частности для нужд сельского хозяйства был разработан КАМАЗ 43101, комплектовавшийся убираемыми скамейками, позволявшими перевозить до 30 человек. Помимо перевозки пассажиров, эта модификация предназначалась для перевозки прицепа «2ПН-4М». В стандартной комплектации присутствовала лебедка и, чаще чем в других моделях, дополнительное спальное место.

В том же году в производство поступил КАМАЗ 43106, отличающийся от предыдущей модификации меньшей снаряженной массой, но большей грузоподъемностью (7 тонн против 6). В качестве прицепа чаще всего использовался открытый «ГКБ-8350» или его вариант с откидным тентом.

Многоцелевой грузовик КАМАЗ 43105 1984г

КАМАЗ 43105 является практически полным аналогом предыдущей модификации, но его выпуск начался несколько раньше, тогда еще под общей маркировкой 4310. Примечательно, что именно эта модель, будучи несколько упрощенной  и облегченной, использовалась для нужд армии в конце 80-х.

Впрочем, если внимательно присмотреться ко всему разнообразию грузовиков, выпускавшихся под индексами 4310x, можно обратить внимание, что часто в рамках одной модификации автомобили разных партий отличаются между собой гораздо сильнее, чем отдельные модификации.

Лихие 90-е, ставшие переломными для многих предприятий отечественного автопрома, практически не сказались на производстве Камского автозавода. А вот всемирный финансовый кризис, увы, не обошел его стороной. Как и на других заводах, здесь было произведено большое количество техники, не востребованной в дальнейшем. Часть произведенных автомобилей была законсервирована на заводе, часть отгружена в войска, где так и не была принята в эксплуатацию, благодаря чему сегодня имеется возможность недорого купить хорошо сохранившийся КАМАЗ 4310 с консервации.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2136
Источник: http://gredx.ru/history/kamaz-4310

Описание конструкции


КамАЗ-4310 представляет собой полноприводный трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости с бескапотной схемой компоновки. Во многом эта машина отличалась от всех других вездеходов, производившихся в СССР, а наиболее оригинальным стало устройство привода ведущих мостов.

Трансмиссия

Все три моста грузовика похожи по своей конструкции, но передний используется для маневрирования, что потребовало оборудовать его шарнирами равных угловых скоростей.

Коробка передач автомобиля КамАЗ-4310 – механическая.

Передаточные числа следующие:

  1. Первая ступень – 7,82;
  2. Вторая ступень – 4,03;
  3. Третья ступень – 2,5;
  4. Четвертая ступень – 1,53;
  5. Пятая ступень – 1,0;
  6. Задний ход – 7,38.

МКПП оборудована синхронизаторами.

Раздаточная коробка автомобиля КамАЗ-4310

Кроме того, в состав трансмиссии входит двухступенчатая раздаточная коробка. Передаточное число первой ступени составляет 1,692, а второй – 0,917. Первоначально для управления раздаточной коробкой применялся электропневматический привод, однако, начиная с 1988 года был осуществлен переход на «чистую» пневматику.

Поскольку база грузовика КамАЗ-4310 довольно велика, при езде по бездорожью могут возникать ситуации, при которых колёса машины будут двигаться каждое со своей собственной угловой скоростью. Чтобы сохранить управляемость и обеспечить необходимый уровень проходимости, на автомобиль устанавливается механизм несимметричного межосевого дифференциала.

При обычной поездке «раздатка» КамАЗ 4310, схема которой включает в себя это устройство, передаёт одну треть крутящего момента на переднюю пару колёс, а две трети – на два других моста. Дифференциал можно заблокировать, используя для этого пневматический привод.

К раздаточной коробке подключен еще механизм отбора мощности, при помощи которого двигатель может «поделиться» шестьюдесятью лошадиными силами. Монтируется «раздатка» на несущую раму, но не непосредственно, а с упором на четыре резиновые подушки. Такое соединение предохраняет механизмы от резких ударов и колебаний во время поездки и увеличивает тем самым ресурс их использования. Эта особенность конструкции автомобиля выгодно отличает его от многих других полноприводных машин.

В конструкцию трансмиссии КамАЗ-4310 также входят четыре карданных вала. Три из них подсоединены к мостам, один – промежуточный.

Передний мост автомобиля КамАЗ-4310

Сцепление – двухдисковое, сухое, снабжено пневмогидравлическим усилителем, облегчающим переключение передач.

Для изготовления мостов используются стальные балки, сделанные методом штамповки. Присоединение к ним картерных люков, кронштейнов крепления рессор и тормозных фланцев выполняется при помощи сварки.

Кабина

Кабина автомобиля КамАЗ-4310 крепится к несущей раме, непосредственно над двигателем. Мягкость подвески достигается благодаря подрессоренным опорам в задней части. Для доступа к двигателю кабина сделана поворотной, на передних шарнирных опорах. «Опрокидывание» выполняется при помощи специального гидравлического подъемника. Максимальный угол наклона может достигать 60 градусов при полной замене мотора, а при обычном обслуживании и ремонте – до 38 градусов.

Изготовлена кабина полностью из металла методом сварки. Её основным несущим элементом является силовой каркас, на который подвешиваются двери, задняя стенка, крыша и панель облицовки. Внутри размещены различные приборы, оборудование и органы управления. Сам каркас сделан из листовой стали уголкового и коробчатого профиля.

Панель облицовки можно поднять и зафиксировать при помощи двух упоров телескопического типа. Благодаря этому обеспечивается доступ к стеклоочистителям, электрооборудованию и отопительной системе.

Окна кабины оснащены поворотными форточками и механизмами подъема и опускания стекол с ручным приводом. Зеркала заднего обзора – внешние, закреплены на кронштейнах. Лобовое стекло представляет собой триплекс. Имеется тепло- и шумоизоляция, кроме того, предприняты меры и для того, чтобы в кабине не чувствовалась вибрация.

Интерьер кабины автомобиля КамАЗ-4310

На ряде модификаций автомобиля кабина оборудована спальным местом для отдыха водителя при поездках на значительное расстояние.

Кузов

Кузов базовой модели автомобиля КамАЗ-4310 был довольно простым по своей конструкции. Он изготавливался из металла и имел откидывающийся задний борт. Одновременно был создан вариант с тремя откидывающимися бортами, что упрощало погрузочно-разгрузочные работы.

В кузове можно было установить скамейки для перевозки людей, допускалось использование высокого брезентового верха, растянутого на специальных каркасных металлических дугах. В дальнейшем на КамАЗ-4310 начали устанавливать закрытые герметизированные фургоны (кунги). Кроме того, на шасси этого грузовика делались самосвалы и специальные автомобили.

Лебедка

Как и многие другие колесные вездеходы, КамАЗ-4310 оснащен лебедкой. Она может быть использована для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, оказания технической помощи другим транспортным средствам, а также (и это главное) для самовытаскивания при застревании.

Лебедка приводится в движение механизмом отбора мощности «раздатки» и создает усилие до 35 килоньютонов при подаче троса вперед. В обратном направлении обеспечивается тяга в 50 кН.

Основные элементы конструкции лебедки:

  1. Барабан с намотанным на него тросом;
  2. Тормоз (сделан автоматическим);
  3. Укладчик троса;
  4. Червячный редуктор.

Устанавливается лебедка на раму машины, в её задней части.

КамАЗ-4310, вид сзади и снизу. Хорошо виден барабан лебедки с намотанным на него тросом

Топливная система

В качестве горючего автомобиль использует соляровое масло. Первоначальные модификации машины оснащались двумя баками, каждый на 125 литров, а на поздних вариантах заправочные емкости КамАЗ 4310 доведены до общего объема в 560 л.

Подача топлива обеспечивается двумя насосами – низкого и высокого давления. Солярка при этом проходит через фильтры грубой и тонкой очистки.

Равномерность распределения горючего по цилиндрам мотора обеспечивается насосом высокого давления. Это устройство снабжено перепускным клапаном, при помощи которого избыточное топливо отводится в бак.

В «постсоветское» время ёмкости для горючего на КамАЗах получили заправочные горловины, запирающиеся на замок. Это нехитрое устройство предназначено для предотвращения кражи топлива.

Двигатель

Первоначально силовой установкой был двигатель КамАЗ-740.10. Это восьмицилиндровый шестнадцатиклапанный дизельный мотор V-образной формы с рабочим объемом в 10,85 литра. При 2600 оборотах в минуту он достигал своей максимальной мощности, составлявшей 210 лошадиных сил. Крутящий момент у этого двигателя, устанавливавшегося также на грузовик КамАЗ-5320, доходил до 637 Нм (скорость вращения главного вала – 1600 оборотов в минуту).

Начиная с 1989 года вездеход стал оборудоваться более мощным мотором КамАЗ-740.10-20. У этого двигателя в те годы появилось неофициальное название «Рекс». Рабочий объем цилиндров остался тем же, а вот крутящий момент и мощность увеличились до 667 Нм и 220 л.с. соответственно.

Двигатель КамАЗ-740.10-20 («Рекс»)

Емкость системы смазки двигателя — 28 литров.

Подвеска, тормозная система и колёса

Устройство подвески автомобиля КамАЗ-4310 имеет определенное сходство со схемами, использованными на других грузовиках, таких, например, как «Урал». Её основными элементами являются стальные листовые рессоры полуэллиптической формы со скользящими задними концами и амортизаторы телескопического типа (установлены только на передней оси).

Колёсные диски – с ободом 310-533. На автомобиле используются широкопрофильные шины ИП-184 с габаритными размерами 1220х400х-533. Некоторые модификации вездехода оборудованы системой регулировки давления воздуха в шинах, позволяющей варьировать этот параметр в пределах от 0,8 до 3,2 кгс на квадратный сантиметр. Если механизма подкачки нет, давление должно составлять 3,5 кгс на кв.см.

Каждое из шести колёс снабжено собственным тормозным механизмом с двумя внутренними колодками и барабаном. По мере эксплуатации, колодки постепенно изнашиваются, что приводит к увеличению зазора между ними и барабаном. Исправить эту ситуацию можно при помощи регулировочного рычага, но иногда приходится прибегать и к полной разборке всего механизма.

Привод тормозной системы – пневматический. Необходимое для его работы сжатие воздуха создается компрессором. В кабине имеется манометр, показывающий уровень давления в обоих контурах пневмосистемы. При его критическом падении на приборной панели загораются аварийные лампы и включается звуковой сигнал.

Энергоаккумулятор – важнейшая часть стояночной тормозной системы КамАЗ-4310

Схемы стояночной и запасной тормозной системы КамАЗ-4310 совмещены. Обе они оснащены пневматическим приводом, для обеспечения работы которого используются так называемые энергоаккумуляторы – цилиндры с размещенными в них силовыми пружинами. При движении автомобиля воздух под давлением сжимает силовую пружину, что приводит к отключению стояночного тормоза. При остановке давление падает, пружина разжимается и колесо блокируется.

Органы управления

Рулевой механизм автомобиля КамАЗ-4310 имеет передаточное число 21,7. Чтобы облегчить работу водителя, используется гидроусилитель. При повороте рулевого колеса воздействие передается через колонку и карданную передачу на ведущую шестерню углового редуктора.

Движение с неисправным гидроусилителем руля допускается лишь на небольшие расстояния в случае крайней необходимости.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 9378
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/kamaz-4310/

Изображения[править | править код]

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 47
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%90%D0%97-4310

Расход Топлива


На 100 км КамАЗ-4310 расходует 31 л горючего. Грузовик имеет два топливных бака объемом по 125 л. Запас хода техники составляет 830 км.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 151
Источник: https://gruzovo.com/kamaz-4310.html

Боевое применение

Как только начался крупносерийный выпуск автомобиля КамАЗ-4310, его стали отправлять в действующую армию. Больше всего машин поступило в состав «ограниченного контингента советских войск», находившегося на территории Афганистана. Военным новый вездеход понравился. Особых трудностей с его освоением не возникло, поскольку армия уже имела опыт применения грузовика КамАЗ-5320.

По сравнению с другими видами транспорта, которые использовались в условиях реальных боевых действий в Афганистане, КамАЗ-4310 был намного более комфортабельным. Кроме того, это была одна из наиболее надежных машин, поскольку военная приёмка не пропускала автомобили с низким качеством сборки. Особенной похвалы удостоилось рулевое управление – тяжелый грузовик не требовал от водителя значительных усилий при маневрировании.

В то же время эксплуатация в столь жестких условиях выявила и ряд недоработок. Нарекания вызывали, например, частые протечки системы охлаждения, которая оказалась чересчур «нежной» для дорожных условий Афганистана. Головки блока цилиндров тоже не проявляли требуемой герметичности – уже после 50 тысяч километров пробега из них начинало сочиться масло.

В итоге весь этот военный опыт позволил намного улучшить автомобиль. Доработки сделали конструкцию более живучей и прочной, характеристики её существенно повысились.

КамАЗ-4310 с зенитной установкой ЗУ-23-2 в кузове. Использовался для огневого прикрытия при проводке транспортных колонн

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1460
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/kamaz-4310/

Особенности и эксплуатация


Все модификации машины оснащались гидравлической системой наклона кабины вперед. В стандартной комплектации на автомобиле устанавливалась лебедка, которая приводилась в действие механически, через карданную передачу от коробки отбора мощности. Такое оборудование помогало эффективно использовать машину для выполнения различных работ по перемещению грузов, а также в качестве средства эвакуации застрявшей техники. Кабина автомобиля не отличалась дизайнерскими изысками, но обеспечивала вполне комфортное управление транспортным средством в любых дорожных и погодных условиях.

Количество отзывов Оставить отзыв

Сортировать по:

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

{{{ review.rating_title }}}

Показать еще

Оставить отзыв

  • Надежность
  • Удобство и комфорт
  • Ремонтопригодность
  • Ходовые качества
Блок: 6/6 | Кол-во символов: 814
Источник: https://spectekhnika.info/kamaz-4310/

Цена нового и б/у Камаза 4310

Стоимость последней модификации КамАЗ-4310 стартует от 1,45 миллиона рублей и существенно вырастает в зависимости от установленного оборудования. Подержанные варианты грузовика можно приобрести за 400-700 тысяч рублей (1992-1997-ой года).

Аналоги

К аналогам модели КамАЗ-4310 можно отнести более поздние модели Камского автомобильного завода. Иностранные грузовики, схожие с КамАЗ-4310 по техническим характеристикам, обойдутся значительно дороже.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 485
Источник: https://gruzovo.com/kamaz-4310.html

Достоинства и недостатки


Положительные качества автомобиля КамАЗ-4310:

  1. Отличная проходимость;
  2. Значительная грузоподъемность;
  3. Простота эксплуатации и технического обслуживания;
  4. Высокий уровень унификации по комплектующим с другими моделями КамАЗа;
  5. Невысокая цена;
  6. Возможность использования при любом температурном режиме.

Из недостатков можно отметить сравнительно небольшую динамичность автомобиля – разгоняется он медленно, максимальная скорость невысокая. Кроме того, уровень комфорта в кабине далеко отстает от современных требований, а расход топлива чересчур велик.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Свежие публикации автора:

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 787
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/kamaz-4310/

Подводим итоги

Несмотря на то, что уже прошло очень много лет с момента выпуска дебютной модели КамАЗ-4310, его до сих пор можно встретить. Особенно, при Советском Союзе лучшего автомобиля грузового типа не было. Модель по сегодняшний день применяют в различных отраслях, в том числе, для военных целей.

Понятно, что комфортабельность в салоне еще на довольно низком уровне, но машину создавали не для езды по городу, а чтобы преодолевать бездорожье, глубокие броды. Поэтому от него ожидают надежность, функциональность и мощность – а все это КАМАЗ может дать.

Некоторые модели идут с дистанционным регулированием давления воздуха в шинах, со спальным местом, что существенно облегчает работу водителя. Большой дорожный просвет вместе с системой полного привода и сильным силовым агрегатом позволяют уверенно проезжать там, где другие грузовики просто не смогут проехать.

Модель С4310 многие запомнят во всем мире, благодаря успешным выступлениям на мировых гонках по бездорожью. По сегодняшний день машина служит верой и правдой для многих водителей по многим странам мира.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 1076
Источник: https://all-auto.org/870-kamaz-4310.html
Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 22699
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/kamaz-4310/: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 11625 (51%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%90%D0%97-4310: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 290 (1%)
  3. https://spectekhnika.info/kamaz-4310/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 4737 (21%)
  4. https://all-auto.org/870-kamaz-4310.html: использовано 3 блоков из 10, кол-во символов 3002 (13%)
  5. https://gruzovo.com/kamaz-4310.html: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 636 (3%)
  6. http://gredx.ru/history/kamaz-4310: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2409 (11%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий