Технологии постоянно развиваются и приносят для спецтехники новые технические решения. Однако это не мешает некоторым моделям оставаться на конвейерах уже не одно десятилетия, при этом модифицируя в основном двигатель, чтобы соответствовать нормам по выбросам. Одной из таких машин является МАЗ 5551, который благодаря удачной конструкции вот уже 30 лет продолжает производиться белорусской компанией МАЗ.
Содержание
Источник: http://allspectech.com/gruzovaya-tehnika/samosvaly/karernye/maz-5551.html
Содержание
Описание и сфера применения
В отличие от дальнобойных собратьев, например, ЗИЛ-4520, более компактный и маневренный МАЗ-5551 легко перемещается в городских условиях. Чаще всего его можно встретить трудящимся на городской строительной площадке. Главное предназначение этого грузовика — перевозка сыпучих материалов, причем на коротком плече, что определяется его приводом 4х2.
Смотрите на видео:
Другие области применения МАЗ-5551:
- сельское хозяйство
- промышленность
- городское хозяйство и дорожное строительство
Характеристики кузова
В стандартной модификации МАЗ-5551 снабжен цельным кузовом с разгрузкой назад. Откидывание заднего борта и опрокидывание кузова имеют дистанционное управление и происходят автоматически.
Кабина водителя
В кабине два кресла, как это видно на фото, между местами пассажира и водителя оборудовано пространство для хранения вещей и документов. Водительское сиденье оснащено рессорами и двигается в направлении вперед-назад, а вот регулировка рулевой колонки возможна в двух направлениях.
На этом да еще и боковых зеркалах с электроподогревом комфорт в стандартной кабине заканчивается, нет даже амортизации в местах ее крепления.
Для доступа к силовым узлам кабина откидывается вперед с помощью гидравлического привода. Подъем кабины возможен только при открытой решетке радиатора, причем устройство приведения механизма в действие расположено за самой решеткой. Фиксация в опущенном виде производится путем обычного стального троса.
Дно грузовика обогревается путем подведения отработанных газов. Такая конструкция значительно облегчает использование самосвала в холодный сезон. Для экстремальных условий и температур до -60°С разработана модель МАЗ-5551 01 ХЛ.
Трансмиссия базовой версии —5-ступенчатая механическая коробка ЯМЗ-236П, на более поздних моделях с грузоподъемностью до 10 тонн устанавливалась ЯМЗ-2361. Сейчас на новых автомобилях встречаются коробки западного производства.
Сзади стоит стабилизатор поперечной устойчивости, что значительно уменьшает крен грузовика в поворотах. Передние и задние тормоза – барабанные с пневматическим управлением.
Часто при прохождении техосмотра возникает вопрос, где находится номер шасси. Номер на раме МАЗ-5551 находится в традиционном для советских грузовиков месте — справа сзади, на лицевой части рамы (обычно в районе заднего моста или с небольшим смещением).
Источник: https://MachinSpec.com/str/samosval/maz-5551.html
Это интересно: Технические характеристики минских самосвалов МАЗ-5550 и модификаций грузовика: изучаем тщательно
Рабочие характеристики
- грузоподъемность — 8500 кг;
- объем грузовой платформы — 5,5 м3;
- время подъема загруженной платформы при частоте вращения коленвала 1900 об/мин — 15 с;
- время опускания пустого кузова — 10 с;
- угол подъема кузова — 50 градусов.
Источник: http://spectehnika-info.ru/samosval-maz-5551/
Назначение
МАЗ-5551 – маневренный самосвал, предназначенный для перевозки различных сыпучих грузов. Чаще всего машина используется для перевозки строительных материалов при строительстве зданий и сооружений. Машина прекрасно зарекомендовала себя на внутрирегиональных маршрутах при перевозке урожая и других сыпучих грузов сельскохозяйственного назначения в составе автопоездов. Нередко десятитонник используется городскими коммунальными службами при обустройстве городских территорий. Благодаря подогреву кузова в любое время года автомобиль можно использовать для подвоза асфальта при строительстве и ремонте дорог. Универсальность и многофункциональность грузовика определяет также его использование на различных производствах.
Источник: https://gruzato.ru/maz-5551.html
Удобство и комфорт
Что же сделали конструкторы для эргономики и удобства водителя и пассажиров в МАЗе-5551?
В отличие от предыдущей версии все-таки в конструкцию и расположение элементов управления, кресла водителя и приборную панель внесли некие приятные изменения, что, безусловно, добавило комфорта и удобства эксплуатации.
В кабине просторно и уютно. Без спального места здесь легко располагаются водитель и два пассажира.
В кабину легко залезать благодаря правильно расположенным поручням и ступенькам. Эргономикой расположения элементов кабины вряд ли можно похвастаться.
Руль регулируется как по высоте вылета, так и по углу наклона. Сидение передвигается на салазках. Но все же водителю тяжело найти для себя удобное положение.
Это приводит к быстрой утомляемости и негативно влияет на сосредоточенность и качество его работы.
Руль слишком большой, и для его поворота нерослому шоферу требуется постоянно подаваться к нему телом вперед, что вряд ли можно назвать удобством.
Однако благодаря большим боковым зеркалам и расположению водителя обзор остается на высоте.
Панель приборов довольно информативна, но из-за слабой яркости световой индикации некоторых показателей отдельные элементы плохо видны днем.
Но все же белорусские создатели постарались во многом преобразить кабину и внутреннее пространство. И у них это получилось.
Удачным стало расположение предохранительной коробки – за панелью приборов возле пассажирского кресла, доступ к ней не затруднен.
Следующим показателем комфорта можно назвать хорошее и эффективное отопление, которое даже в лютые морозы справляется со своей функцией.
Освещение и вентиляция кабины сделаны на высоком уровне.
Между водителем и пассажиром есть специальное отделение, в которое можно положить, например, документы, бутылку с водой и другие мелочи.
Здесь же есть сигаретница, однако ни прикуривателя, ни пепельницы почему-то не предусмотрели разработчики этого автомобиля.
Подрессоренное водительское кресло компенсирует отсутствие системы амортизации кабины, которая напрямую крепится к раме. А вот пассажирское кресло жестко крепится к полу и лишено любых регулировок.
Неудобно открывать двери изнутри из-за низкого расположения рычажка открывания.
Для опрокидывания кабины конструкторы МАЗа учли недостатки пружинного механизма, который мог создавать опасность из-за самопроизвольного отщелкивания и откидывания, и оборудовали ее гидроприводом.
Именно благодаря такой системе отсекается опасность, присущая пружинному замку. Для отечественного рынка грузовых автомобилей все гидроприводы взаимозаменяемы.
МАЗ тоже можно назвать отечественным, так как изначально сделан он в одной большой стране – СССР. Система фиксации сделана очень просто – стальной трос крепится на раму и какую-либо точку снизу кабины.
Хоть и не эстетично, зато дешево, надежно и практично. Управление гидроприводом подъема кабины находится под решеткой радиатора.
Такое расположение обусловлено тем, чтобы водитель помнил, что поднимать кабину без открытой решетки радиатора нельзя.
Качество металла кузова и сами элементы не настолько надежны, как хотелось бы, но это не препятствует использованию автомобиля в качестве тягача.
Ручник на МАЗе-5551 уже современного образца с энергоаккумуляторами пружинного типа, обладает хорошими техническими характеристиками.
Существенным просчетом системы, по отзывам экспертов, является отсутствие болтов в камерах, с помощью которых можно принудительно растормозить колодки.
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/maz/5551-harakteristiki-sfera-primeneniya-osnovnyie-parametryi.html
Технические характеристики
Габаритные размеры, мм
- длина — 5990 (при откинутой кабине — 7850)
- ширина — 2500 мм (в моделях с выгрузкой на 3 стороны — 3450 при полностью опрокинутом кузове)
- высота — 2925 мм
- при откинутом назад кузове – 4850
- при выгрузке вбок – 3850
- клиренс — 270 (минимальный, в районе переднего моста)
Параметры двигателя устройства
- Объем — 11150 см³ (ЯМЗ-236)
- Мощность — 180 л.с.
- Крутящий момент — 667 Нм
- Максимальная скорость — 83 км/ч (у ряда моделей может быть до 90 км/ч)
Вес МАЗ-5551 в стандартной модификации, кг
- снаряженная — 7580, в т.ч.
- на передней оси — 4130
- на задней оси — 3450
- полная — 16 230, т.ч.
- на передней оси — 5980
- на задней оси — 10 250
Грузоподъемность и вместимость кузова МАЗ-5551
- грузоподъемность — 8500 кг
- объем кузова — 5,4 м³, при этом
Размеры и габариты кузова
Размеры МАЗ-5551 при таком объеме платформы составляют 3800 х 2269 х 630 мм.
Для сравнения предлагаем ознакомиться с размером кузова КамАЗа бортового.
В зависимости от модификации грузоподъемность может составлять до 10,2 тонны (сопоставимо с грузоподъемностью Камаз-43118), объем кузова МАЗ-5551 – до 12,5м³ (15,5 при поднятых бортах).
Читайте также статью про то, сколько стоит КамАЗ земли.
Колеса и шины
Колеса и шины тягача
- колесная формула — 4х2максимальный угол наклона дорожного полотна — 25 градусов
- радиус разворота — 7,9 м (габаритный – 8,6м)
Шины — 12.00 R20, допускается также установка 12,0-20 или 11.00 R20
Давление в шинах МАЗ-5551 будет зависеть от модели самих шин и грузовика. Например, для самосвала с грузоподъемностью 10т и шин 12.00 R20 — 7,1 на передней и 6,9 кгс/см2 на задней оси.
Источник: https://MachinSpec.com/str/samosval/maz-5551.html
МАЗ сегодня
Минский автомобильный завод в XXI веке представляет собой предприятие полного производственного цикла, на головной площадке которого расположены современные литейное, кузнечное, механосборочное, термо-гальваническое, прессово-кузнечное, рессорное, инструментально-штамповое и другие производства. МАЗ объединяет в единый промышленный холдинг тринадцать заводов в разных городах Белоруссии.
Автомобили МАЗ поставляются в сорок государств мира: Европа (бывшие социалистические страны); Латинская Америка, Африка, Ближний Восток, Центральная и Юго-Восточная Азия. Производственная мощность Минского автозавода составляет сегодня 35 тысяч единиц техники в год (грузовиков, автобусов, троллейбусов). На предприятиях холдинга МАЗ заняты более 25 тысяч рабочих и других сотрудников.
Стремясь идти в ногу со временем, автозавод производит технику, соответствующую высоким международным экологическим стандартам (до Евро-6 включительно). Но к грузовику МАЗ-5551 это, естественно, не имеет никакого отношения: данная модель ориентирована по-прежнему, прежде всего на рынок стран СНГ.
Источник: https://TrucksReview.ru/maz/maz-5551-tehnicheskie-harakteristiki.html
Видео о самосвале МАЗ-5551
Источник: http://tpscom.ru/samosval-maz-5551
Модификации
Самосвал МАЗ-5551 стал логическим продолжением ранее выпускаемой модели. Его конструкция во многом разработана на базе МАЗ-5337, который выпускался заводом уже на протяжении десяти лет. Шасси МАЗ-5551 также используется для монтажа гидравлических подъемников и кранов, автоцистерн и другого специализированного оборудования. За тридцать лет производства было выпущено множество модификаций, отличавшихся друг от друга силовыми установками, элементами трансмиссии, грузоподъемностью и оснащением кабин и уровнем комфорта. Можно выделить несколько основных модификаций:
- МАЗ-5551-020 – модель первых годов выпуска грузоподъемностью до 10 тонн, оснащавшаяся атмосферным, 180-сильным мотором ЯМЗ;
- МАЗ-5551 А2-320 – машина повышенной грузоподъемности с турбированной силовой установкой ЯМЗ мощностью 230 л.с;
- МАЗ-5551 А3-4327 – модель, оборудованная кузовом с разгрузкой груза на три стороны объемом 12,5 м3. Используется для транспортировки сельскохозяйственных грузов. Грузоподъемность – 9,2 т;
- МАЗ-5551 А2-325 – самосвал, с кузовом объемом 5,5 м3, и возможностью трехсторонней разгрузки. Предназначен для использования в составе автопоезда;
- МАЗ-5550 – современная модификация грузоподъемностью до 12 тонн. Оснащается турбированным двигателем ЯМЗ мощностью 273 л.с. и 9-ти ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль имеет левосторонний отвод отработанных газов и не оборудован обогревом платформы.
- МАЗ-5551-01ХЛ – модификация для эксплуатации в условиях пониженных температур до -60*.
Некоторые модели самосвала также оснащены надежными немецкими силовыми установками Deutz BF4M1013FS агрегатируемые 9-ти ступенчатыми механическими КПП ZF.
Источник: https://gruzato.ru/maz-5551.html
Фото
Доступ к силовой установке МАЗ-5551 осуществляется посредством подъема кабины. Для этих целей служит гидропривод, имеющий заметное преимущество в сравнении с пружинным механизмом. Возможность непреднамеренного опрокидывания кабины в этом случае отсутствует. Гидроприводы всех МАЗов практически идентичны. Среди недостатков кабины самосвала также следует выделить низкое расположение рукоятки открывания в салоне, что делает открывание двери крайне неудобным.
При этом МАЗ-5551 является очень маневренным и в два приема разворачивается даже на узкой дороге. Благодаря стабилизатору поперечной устойчивости обеспечивается повышенная устойчивость на поворотах.
Пневматические тормоза самосвала довольно эффективны, но имеют длительную закачку воздуха в систему. Передние колеса МАЗ-5551 закреплены не слишком удачно, что ощущается на руле.
Грузовик укомплектован цельнометаллическим кузовом, позволяющим осуществлять разгрузку назад. Однако специальные системы, устанавливаемые опционально, позволяют разгружаться в три стороны. Система обогрева днища позволяет эксплуатировать МАЗ-5551 в зимнее время.
Ярославская коробка передач также довольно надежна, но вызывает несколько нареканий. Груженый МАЗ-5551 довольно тяжело начинает ход. Короткая первая передача делает разгонную динамику чрезвычайно медленной. А вот на ровной дороге самосвал хорошо трогается даже со второй передачи.
Проблем с ремонтом МАЗ-5551 не возникнет, поскольку на рынке присутствует множество запчастей к данной модели. При этом автомобиль прост в обслуживании, а замена отдельных элементов особых проблем не вызовет.
Источник: https://gruzovo.com/maz-5551.html
В чем преимущества
В заключение обзора автомобиля МАЗ-5551 можно отметить упорство и стремление белорусов идти в ногу со временем и тем самым удерживаться на плаву в конкурентной борьбе с брендовыми импортными марками.
Во время кризиса в постсоветскую эпоху многие автопредприятия закрылись и прекратили свое существование, но МАЗ выстоял и развил производство до мировых стандартов, соперничая теперь с остальными.
Конечно, перечисляя основные просчеты и недостатки МАЗа-5551, нельзя забывать, что цена его во много раз ниже импортных, которые пестрят различной технологической оснасткой и возможностями.
Важно! Например, модель МАЗ-5551 А2-325 2013 года можно приобрести за 760 000 руб.
Миллионы водителей в странах СНГ воспринимают МАЗ как очень верного друга, который и в зной, и в стужу привезет их домой, несмотря на свои, может, недостаточные комфортность и удобство. Он по праву удостоен народного прозвания «трудяга».
После того, как технические характеристики МАЗ-5551 изучены, предлагаем вам ознакомиться с внешними особенностями автомобиля:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/maz/5551-harakteristiki-sfera-primeneniya-osnovnyie-parametryi.html
Отзывы водителей и владельцев МАЗ-5551
О самом массовом МАЗовском самосвале отзывы преобладают положительные. Поворотливый и маневренный, экономичный и рентабельный, простой, «как табуретка», в эксплуатации и обслуживании – эти положительные качества данной модели отмечают практически все водители и владельцы грузовика.
Этот автомобиль оснащён долговечным, тяговитым и безотказным двигателем; производительный, неприхотливый, надёжный. «Проработав на этом автомобиле лет 5, в государственном предприятии, уже начинаешь к нему относиться как к своему собственному».
Однако МАЗ-5551 требует регулярного внимания и ухода. Например, система тормозов, снабжённая различными предохранительными клапанами, не даст расслабиться. Любая утечка воздуха отразится на вашем кошельке, т. к. придётся дополнительно расходовать топливо, чтобы постоянно держать давление воздуха в рабочем диапазоне.
Так что все воздушные соединения приходиться сразу уплотнять резиновыми кольцами и герметиком, а трубки прокладывать резиновыми шлангами.
На взгляд многих водителей, компрессор на МАЗ-5551 слабоват, воздух постоянно надо накачивать. На зимней дороге грузовик демонстрирует слабую проходимость: «чуть ледок – и всё стоит, буксует на ровном месте, ни блокировка, ничего не помогает». Летом проходимость демонстрирует отменную: «гребёт по любой грязи, как танк»; «приходилось ездить и по лесным дорогам, так эта машина везде проходит».
Вызывает нарекания работа коробки передач. А именно: гружёный МАЗ-5551 довольно тяжело начинает ход, в особенности по рыхлому и нетвёрдому грунту. Короткая первая передача делает разгонную динамику чрезвычайно медленной. А вот на ровной дороге самосвал хорошо трогается, даже со второй передачи.
Все отрицательно отзываются о не подрессоренной кабине: «трясёт, по кабине всё летает». В связи с этим, все водители и владельцы единодушно отмечают неприспособленность МАЗ-5551 для продолжительных по времени и расстоянию «заездов».
Можно сделать следующий вывод: машина обладает оптимальной конструкцией для транспортировки груза на небольшие дистанции. Это универсальная и надёжная «рабочая лошадка», способная выполнять свою работу практически в любых условиях.
Источник: https://TrucksReview.ru/maz/maz-5551-tehnicheskie-harakteristiki.html
Аналоги
МАЗ-5551 часто сравнивают с КАМАЗом-65115 и ЗИЛом-ММЗ-4520, но это не совсем верно. Отечественные самосвалы больше подходят для дальних перевозок, чего не скажешь о МАЗ-5551. Колесные формулы у них шесть на четыре, у минского грузовика – четыре на два.
Источник: https://gruzovo.com/maz-5551.html
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:
- https://MachinSpec.com/str/samosval/maz-5551.html: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 5274 (28%)
- https://TrucksReview.ru/maz/maz-5551-tehnicheskie-harakteristiki.html: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 3272 (17%)
- https://gruzato.ru/maz-5551.html: использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 2391 (13%)
- https://gruzovo.com/maz-5551.html: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 1859 (10%)
- http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/maz/5551-harakteristiki-sfera-primeneniya-osnovnyie-parametryi.html: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 5438 (29%)
- http://spectehnika-info.ru/samosval-maz-5551/: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 247 (1%)
- http://tpscom.ru/samosval-maz-5551: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 27 (0%)
- http://allspectech.com/gruzovaya-tehnika/samosvaly/karernye/maz-5551.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 419 (2%)