Во времена Советского Союза сельскохозяйственной технике уделялось особое, можно даже сказать, очень пристальное внимание. Ее производство шло по всей стране в большом количестве. Одним из настоящих титанов отечественного машиностроения является агрегат с индексом ДТ 54 – трактор-легенда, который и по сей день без проблем выполняет возложенные на него функции, хотя серийное производство его давно окончено. О нем мы и расскажем подробно в статье.
Источник: https://www.syl.ru/article/328144/traktor-dt—tehnicheskie-harakteristiki-foto
Содержание
- 1 Экспорт и выпуски за пределами СССР[править | править код]
- 2 История трактора «ДТ-54»
- 3 Описание
- 4 Особенности конструкции и модернизация
- 5 Модификации трактора
- 6 Устройство
- 7 Кабина
- 8 Фото легендарного трактора
- 9 Ссылки[править | править код]
- 10 Трактор ДТ-74
- 11 Инструкция по эксплуатации
- 12 Стоимость трактора «ДТ-54»
- 13 Техническое обслуживание
- 14 Отзывы владельцев
- 15 Смотрите видео: Трактор ДТ 54 (November 2019).
Экспорт и выпуски за пределами СССР[править | править код]
Трактор закупали 36 стран мира.
В Китае тракторная летопись страны стартовала именно с этого трактора, ставшего первой массовой машиной, выпускавшейся в КНР. Китайцы, получив необходимую документацию на трактор, локализовали производство ДТ-54 у себя и даже перегнали СССР, выпустив свыше миллиона единиц.
Во Вьетнаме ДТ-54 эксплуатировался до 1980-х годов, часто устанавливался в качестве техпамятников во многих местах страны; изображен на купюре достоинством 5 донгов образца 1958 года.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%A2-54
Это интересно: Технические характеристики и модификации гусеничного трактора Витязь ДТ-20: теория и практика
История трактора «ДТ-54»
«ДТ-54» стал первым советским массовым гусеничный универсальным трактором общего назначения, который был оснащён дизельным двигателем. В таких сельхозмашинах активно восстанавливающийся и развивающийся в послевоенные годы Советский Союз очень нуждался.
Дизельный мотор для трактора на Сталинградском тракторном заводе был создан ещё в начале 1930-х годов. Однако тогда он тогда не смог стать заменой керосиновому двигателю.
Первые дизельные моторы испытывали на тракторах «СТЗ-НАТИ». Это был прообраз будущей «54-ки». Работа над усовершенствованием и «доведением до ума» тракторного дизеля продолжилась и во время войны. А после неё была поставлена задача завершить эту работу в предельно сжатые сроки.
Смысл данной замены был более чем очевидным: дизельный трактор, показывая гораздо более высокие показатели мощности, расходовал на 30-40% меньше горючего, которое было намного дешевле, чем керосин. Это позволяло в течение года экономить около десяти тонн топлива на одну машину.
Дизельный трактор обладал более высокой износоустойчивостью, долговечностью основных деталей, что давало возможность продлить срок его службы между ремонтами, сократить потребность в запасных частях и уменьшить простои во время ремонта.
Переход на выпуск новой модели дизельного трактора происходил на сталинградском заводе без остановки производства. В течение 8-10 месяцев было спроектировано и изготовлено около 2,5 тысяч приспособлений, сотни моделей точных и сложных холодных штампов, 5330 наименований всевозможного режущего, вспомогательного, мерительного инструмента.
А ещё – были реконструированы цеха, создан совершенно новый цех пусковых двигателей, введено в эксплуатацию новое здание безрельсового транспорта, второй механический корпус, отремонтировано сотни станков, введён в строй мощный котел на ТЭЦ, с полным комплексом механизированной углеподачи; дополнительно приобретено 320 специальных станков и 540 станков универсальных, 5 тысяч тонн металла.
Потребовалась также колоссальная организационная работа. Школы рабочей молодежи в вечернем техникуме и Сталинградском механическом институте готовили кадры. Для изучения конструкции дизельного трактора на заводе были организованы курсы руководящего состава цехов (для мастеров, начальников смен и участников), где преподавали инженеры-конструкторы и технологи. За 1949 год целевые курсы закончили 1872 человека.
К концу 1949 года подготовка к производству новой модели была успешно завершена. 7 ноября 1949 года народ встречал на главной площади города колонну новых тракторов «ДТ-54». Досрочно выполнив 25 ноября годовой план выпуска трактора «СТЗ-НАТИ», завод уложил на ленты конвейера рамы новых, более совершенных сельхозмашин.
Переход завода на выпуск дизельных тракторов нового образца был осуществлён без остановки производства. Подобного примера не знала история как отечественного, так и мирового тракторостроения.
Примерно также развивались события и на Харьковском тракторном заводе, который в том же году запустил в серию трактор «ДТ-54».
В Харькове данную модель производили с 1949-го по 1961-й годы;в Сталинграде – по 1963-й год.
Третьим производителем «ДТ-54» стал Алтайский тракторный завод. Здесь данная модель трактора сходила с конвейера с 1952-го по 1979-й год. В общей сложности в Советском Союзе построили 957 900 единиц «ДТ-54».
Источник: https://TractorReview.ru/traktora/gusenichnyie-traktora/atz/dt-54-tehnicheskie-harakteristiki.html
Описание
Данная гусеничная машина предназначена для выполнения различных сельскохозяйственных работ. Широко используется в связке с навесными и прицепными орудиями, обеспечивая тяговое усилие около 2,5 тонн. Присоединения навесных и прицепных агрегатов производится посредством имеющегося вала отбора мощности и гидравлики.
Гусеничный трактор ДТ-54 использовался в следующих целях:
- в качестве бульдозера с отвалом на гидравлическом управлении;
- для вспашки тяжелых целинных земель 4-х 5-ти контурными плугами;
- боронования;
- культивирования почвы;
- покоса;
- выполнения работ по посадке и выращиванию различных культур;
- трелевки древесины;
- транспортировки различных грузов грузоподъемностью до 2,5 тонн;
- расчистки снежных заметов;
- в качестве буксировщика техники и т. д.
Источник: https://ProOgorod.com/selhoztekhnika/traktory/traktor-dt-54-obzor
Особенности конструкции и модернизация
От своего предшественника,трактора «СТЗ-НАТИ», «ДТ-54» отличался не только двигателем, но и новой пятискоростной коробкой передач, которая значительно улучшила использование его мощности при агрегатировании с прицепным оборудованием.
Шаг за шагом, коллективом завода модернизировался в последующие годы новый трактор «ДТ-54». В 1952-м году были внедрены такие конструкторские усовершенствования, как: термо-обработка задней оси, декомпрессионный механизм улучшенного типа, новая водо-помпа, головка цилиндра с уменьшенным диаметром всасывающего клапана. Вес трактора уменьшился на 25 кг, при экономии 40 кг металлопроката.
В 1953 году на трактор «ДТ-54»стали устанавливать кабину закрытого типа. Специалисты заводы старались оперативно реагировать на все «сигналы с мест». В частности, было найдено оригинальное конструкторское решение, позволившее ликвидировать такое ставшее распространённым неприятное явление, как возможность отрыва болтов противовесов.
Устранили также дефекты повышенного расхода картерной смазки, преждевременный износ поршневой группы, которые были характерны для тракторов выпуска самых первых годов выпуска, налажена кокильная отливка звёздочек, создан новый, оригинальной схемы, задний мост с раздельным управлением.
Новая конструкция, разработанная инженером В. А. Волчковым, позволяла значительно упростить механизм и сократить более чем вдвое усилия механизатора на рычаги при поворотах.
С 1952 года двигатель начали оборудовать специальным счётчиком мото-часов. С 1956 года стали применять специальные предохранительные накладки для исключения трения гусениц трактора о картер конечной передачи. Они же служили направляющими для скольжения гусениц.
Источник: https://spectekhnika.info/traktor-dt-54/
Модификации трактора
Трактор ДТ-54 сходил с конвейера в таких вариантах:
- ДТ-54А-С1 – модель оборудовалась раздельной агрегатной гидравлической системой навесного типа и механизмом, дающим возможность закреплять орудия труда.
- ДТ-54А-С2 – машина выпускалась со всеми агрегатами навесного исполнения, за исключением главного цилиндра и механизма, удерживающего вспомогательные орудия.
- ДТ-54А-СЗ.
- ДТ-54А-С4 – навесная система машины была полностью аналогична трактору ДТ-54А-С1, но отсутствовали выносные цилиндры. Именно этот вариант рекомендовали к использованию во всех областях Советского Союза.
Стоит заметить, что даже после того, как ДТ-54 перестали выпускать, трактор все же не прекратил свое существование. На его основе были разработаны такие известные модели, как Т-74, Т-75, ДТ-75. О степени популярности ДТ-54 можно легко судить, посмотрев многие советские фильмы. Трактор был участником съемок таких кинокартин: «Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пенькове», «Первый эшелон», «Калина красная», «Первый парень».
Также трактор был установлен в качестве памятника во многих городах и селах России. Стоит транспортное средство на постаменте и во дворе Азово-Черноморской государственной аграрной академии. А в 1958 году Государственный банк республики Вьетнам принял решение поместить изображение машины на аверсе купюры номиналом 5 донгов.
Трактор ДТ- 54, технические характеристики которого приведены в статье, является достаточно мощной машиной. Его основные показатели таковы:
- Конструктивная масса – 5400 кг.
- Длина с прицепом – 3660 мм.
- Высота – 2300 мм.
- Ширина – 1865 мм.
- Клиренс – 260 мм.
- Расстояние между осевыми линиями середины гусениц – 1435 мм.
- Показатель удельного давления на грунт – 0,41 кгс/см 2 .
- Количество передач вперед – 5.
- Число передач назад – 1.
- Скорость перемещения вперёд – 3,59–7,9 км/ч.
- Скорость езды назад – 2,43 км/ч.
- Марка мотора – Д-54.
- Емкость бака для горючего – 185 литров.
- Расход топлива – 205 грамм на одну лошадиную силу мощности двигателя.
Источник: https://ru.blabto.com/1140-dt-54-tractor-technical-specifications-photos.html
Это интересно: Обзор трактора ДТ-75 и его модификаций
Устройство
Трактор ДТ-54 имеет классическую компоновку с расположенным впереди двигателем, задним расположением трансмиссии и кабиной над ней. Стандартные гусеницы могут быть заменены на более широкие для применения в заболоченной местности.
Фото трактора ДТ-54
Двигатель
В тракторе применяется дизельный четырехцилиндровый двигатель Д-54, блок цилиндров и головка блока выполнены из чугуна, смесеобразование – вихрекамерное. После модернизации, при которой стали использоваться поршни из алюминиевого сплава, уменьшились значения угла опережения подачи топлива и начал использоваться генератор Г-46В переменного тока мощностью 180 Вт, двигатель получил обозначение Д-54А.
Для крепления на раму трактора двигатель имеет 3 опоры. Передняя, закрепляемая на переднем брусе рамы, является шарнирной, что позволяет компенсировать возможные перекосы рамы трактора во время движения и предотвратить поломку опор. С 1952 г. двигатель начал комплектоваться счетчиком моточасов.
Для запуска дизеля применяется пусковой двигатель ПД-10 (впоследствии – модернизированная версия ПД-10М) мощностью 10 л.с.
Трансмиссия
Установленная 5-ступенчатая КПП может быть дооснащена ходоуменьшителем с передаточными числами 6.79 и 2.20, позволяющим трактору двигаться со скоростями, начиная с 0.53 км/час. Используется сухое однодисковое сцепление, вал муфты вращается на 2-х шарикоподшипниках.
Задний мост, выполненный в отдельном от КПП корпусе, позволяет раздельно управлять муфтами поворота и тормозами. Он состоит из 3-х отсеков, в среднем расположена центральная передача. В боковых отсеках находятся сухие фрикционные многодисковые муфты поворота.
Такая конструкция облегчает регулировки и увеличивает интервалы между ними, а также упрощает управление трактором. Следует сказать, что разделенный на отсеки задний мост начал устанавливаться на ДТ-54 только в 1956 году.
Ходовая
Рама трактора изготовлена из двух швеллерных балок с поперечинами и передним брусом. С каждой стороны используются по 2 подрессоренные каретки с балансирами, цилиндрическими пружинами и двумя опорными катками.
Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и 2 поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из 41-го звена, имеющих цевочное зацепление. В 1956 году стали применяться специальные накладки, выполняющие одновременно две функции: в качестве направляющих для гусеницы и для предотвращения трения ее о картер коробки передач.
Кабина
На тракторе ДТ-54 применялась закрытая двухместная кабина, оснащенная мягким сиденьем, органами управления и щитком приборов. Впоследствии кабина начала оснащаться отопителем и питьевым бачком.
После перехода на раздельное управление тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине начали устанавливать правую и левую тормозные педали.
Схема трактора ДТ-54
Источник: http://allspectech.com/selhoztehnika/dlya-zemledeliya/mashinno-traktornye-agregaty/traktora/dt-54.html
Кабина
Инженеры создали двухместную кабину закрытого типа, в который имелось мягкое сидение, органы управления и щиток приборов. А после того, как был совершён переход на раздельное управление тормозной системой и бортовыми фрикционами, внутри кабины стали монтировать две тормозные педали – левую и правую.
Источник: https://www.syl.ru/article/328144/traktor-dt—tehnicheskie-harakteristiki-foto
Фото легендарного трактора
ДТ-54 имел целый ряд передовых решений, принципиально отличающих его от прежних моделей. В нем применили центробежную очистку масла посредством особых полостей в шейках коленчатого вала, что существенно увеличило продолжительность «жизни двигателя». На самом моторе был установлен передовой масляный фильтр с реактивной центрифугой, магнит на пробке сливного отверстия картера защищал масло от металлических частиц.
Сколько стоит б/у трактор ДТ-54
Выпуск ДТ-54 закончился в далеком 1979-ом году, потому в продаже данных тракторов осталось не так много.
Рыночная цена б/у трактора ДТ-54 на ходу составляет 70-120 тысяч рублей.
Аналогом трактора является ДТ-54А, отличающийся от ДТ-54 различными доработками.
Источник: https://TraktorBook.com/traktor-dt-54/
Ссылки[править | править код]
Тракторы СССР |
---|
Колёсные широкого применения |
Колёсные универсальные самоходные шасси |
Гусеничные сельскохозяйственные |
Гусеничные промышленные |
Трелёвочные |
Армейские |
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%A2-54
Трактор ДТ-74
Машина на гусеничном ходу, относится к тяговой категории 3,0 т, создана в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода на основе тракторов моделей ДТ-54А и Т-75. Производство трактора велось с 1962 по 1983 год заводами в Харькове (под маркой ХТЗ) и Рубцовске (под маркой АТЗ). Всего было изготовлено более 880 000 машин.
Особенностью трактора стало применение 4-цилиндрового дизеля СМД-14А с системой жидкостного охлаждения.
Усовершенствование процессов сгорания топлива позволило поднять мощность до 75 л.с. Мотор оснащался оригинальным воздухоочистителем с циклонной камерой, соединяющейся трубопроводом с выпускным коллектором. При работе двигателя поток выхлопных газов создавал разрежение, которое вытягивало из фильтра скапливающуюся пыль.
Технические характеристики трактора удалось повысить с применением механической 6-скоростной коробки передач и усиленной муфты сцепления, оснащенной 2 дисками. На коробке по заказу устанавливался ходоуменьшитель. Поздние трактора ДТ-74 стали оснащаться модернизированной коробкой, имеющей 1 передачу заднего хода вместо 2. Вал привода навесного оборудования имеет привод от муфты сцепления.
Описание габаритов и вес машины:
- длина — 4 225 мм,
- ширина — 1 845 мм,
- высота — 2 325 мм,
- вес снаряженный — 5 910 кг.
Гидравлическая система оснащалась расходным баком, установленным под крылом на правой стороне. На поздних выпусках использовался модернизированный механизм навески, укомплектованный телескопическими нижними тягами и верхним амортизатором. Навеска собиралась по 2 и 3-точечной схеме.
Источник: https://ru.blabto.com/1140-dt-54-tractor-technical-specifications-photos.html
Инструкция по эксплуатации
Инструкция по эксплуатации гусеничного советского трактора ДТ-54 содержит следующую информацию:
- Устройство трактора.
- Его технические характеристики.
- Процедура проведения обкатки дизельной силовой установки.
- Неисправности.
- Техническое обслуживание.
Первый запуск, обкатка
Сразу же после первого запуска двигателя необходимо провести процедуру обкатку, позволяющую существенно увеличить срок эксплуатации дизельного трактора ДТ-54. Длится обкатка около 8 часов, начинается с прогрева мотора и его работы без нагрузок на протяжении 2,5-3 часов.
По прошествии этого времени нагрузки постепенно увеличиваются и к 8-му часу работы доводятся до максимума.
За время обкатки притираются движущиеся части двигателя, редуктора и т. д., проверяется сцепление, скорости и тормозная система. По окончании приработки необходимо полностью заменить масло в тракторе.
Необходимые масла:
- Для тракторов этого класса применяются следующие марки масел: М-10ДМ и М-10Г2к.
- В тракторе ДТ-54, помимо моторного масла, для трансмиссии используется трансмиссионное масло марки Тап-15В.
Техническое обслуживание
Своевременная замена масла в картере двигателя и трансмиссии позволит гусеничной машине надолго сохранить свою работоспособность. Замена масла в картере двигателя производится через каждые 100 проработанных часов, встроенный счетчик моточасов поможет водителя трактора не пропустить этот период. Перед началом этой процедуры необходимо прогреть мотор, не забываем слить отработку.
Консервация трактора ДТ-54 на период неиспользования также должна выполняться правильно:
- очистка машины от загрязнений;
- смазка;
- слив топлива и масел.
Основные неполадки и способы их устранения
Мотор не заводится:
- отсутствует топливо;
- солярка низкого качества;
- забились фильтры (топливный или воздушный);
- ТНВД требует очистки или замены;
- отсутствует бензин или смазка;
- карбюратор пускателя ПД-10 засорен;
- проблемы с свечей на моторе-пускателе.
Тормоза не работают:
- требуется регулировка педали тормоза (возрос свободный ход);
- тормозные колодки или диски отработали свой срок и требуют замены.
Трактор сильно вибрирует:
- проверить уровень топлива;
- проверить уровень масла;
- проверить надежность крепежных соединений;
- проверить правильно ли закреплено навесное оборудование.
Стартер не срабатывает:
- аккумулятор разряжен;
- произошло короткое замыкание;
- провод отсоединился;
- магнитный переключатель не контачит.
Гидросистема не работает:
- выключен гидронасос;
- нехватка масла в гидросистеме;
- клинит предохранительный клапан.
Источник: https://ProOgorod.com/selhoztekhnika/traktory/traktor-dt-54-obzor
Стоимость трактора «ДТ-54»
Удивительно, но и в XXI веке на полях трудятся отдельные «ДТ-54» – ветераны, оставшиеся в строю! В наступившую «эпоху колёсных тракторов» они даже иногда приходят на помощь этим самым колёсникам, оказавшимся в трудной ситуации из-за внезапного обильного ливня или по какой-то другой причине.
Большая часть оставшихся на ходу «ДТ-54» – это продукция Алтайского тракторного завода, на котором данная модель продержалась в производстве вплоть до 1979 года. Цена на данные трактора, находящиеся не только в рабочем, но и в весьма «бодром состоянии», доходит до 200 тысяч рублей! (разброс цен в пределах 75 000 – 200 000 рублей).
Прочие же ветераны продаются по цене вторчермета. Некоторые крестьяне-энтузиасты покупают несколько таких тракторов, чтобы на их основе создать один, в который можно «вдохнуть жизнь». Поэтому можно сказать, что активная жизнь главного символа покорения целины всё ещё продолжается!
Источник: https://TractorReview.ru/traktora/gusenichnyie-traktora/atz/dt-54-tehnicheskie-harakteristiki.html
Техническое обслуживание
Своевременная замена масла в картере двигателя и трансмиссии позволит гусеничной машине надолго сохранить свою работоспособность. Замена масла в картере двигателя производится через каждые 100 проработанных часов, встроенный счетчик моточасов поможет водителя трактора не пропустить этот период. Перед началом этой процедуры необходимо прогреть мотор, не забываем слить отработку.
Консервация трактора ДТ-54 на период неиспользования также должна выполняться правильно:
- очистка машины от загрязнений;
- смазка;
- слив топлива и масел.
Источник: https://spectekhnika.info/traktor-dt-54/
Отзывы владельцев
Длительное время проработал бульдозеристом на тракторе ДТ-54 — одной из последних серий. Двигатель отличный, по тяге не уступает более мощным силовым агрегатам. Гидравлику после двухлетней эксплуатации заменил более надежным универсальным гидроприводом УГ-1М. Серьезная проблема — это умеренный ресурс звездочек и гусеничных лент ходовой части. Комплекта с трудом хватало на два сезона.
Олег
Все положительные теххарактеристики ДТ-54 не компенсируют дискомфорта рабочего места водителя. Действительно, на рычаги фрикционов и тормозные педали приходится прикладывать значительные усилия, быстрой усталости способствует высокий шумовой фон, отсутствие виброзащиты и низкая эффективность торсионной подвески. Названные недостатки частично компенсируются надежностью двигателя и силовой передачи, отличной ремонтопригодностью всей конструкции трактора в целом.
Герман Трофимович
Источник: https://ru.blabto.com/1140-dt-54-tractor-technical-specifications-photos.html
Смотрите видео: Трактор ДТ 54 (November 2019).
Источник: https://ru.blabto.com/1140-dt-54-tractor-technical-specifications-photos.html
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:
- https://TractorReview.ru/traktora/gusenichnyie-traktora/atz/dt-54-tehnicheskie-harakteristiki.html: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 4409 (23%)
- https://spectekhnika.info/traktor-dt-54/: использовано 2 блоков из 12, кол-во символов 2262 (12%)
- https://ProOgorod.com/selhoztekhnika/traktory/traktor-dt-54-obzor: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 3276 (17%)
- http://allspectech.com/selhoztehnika/dlya-zemledeliya/mashinno-traktornye-agregaty/traktora/dt-54.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2812 (14%)
- https://www.syl.ru/article/328144/traktor-dt—tehnicheskie-harakteristiki-foto: использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 755 (4%)
- https://ru.blabto.com/1140-dt-54-tractor-technical-specifications-photos.html: использовано 4 блоков из 14, кол-во символов 4461 (23%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%A2-54: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 737 (4%)
- https://TraktorBook.com/traktor-dt-54/: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 734 (4%)