Автомобильным заводом Лихачева выпускается ЗИЛ 4331 самосвал – одна из самых популярных грузовых машин в России с грузоподъемностью до восьми тонн. За три десятка лет выпущено около 1,6 миллиона единиц. Грузовое транспортное средство отличает надежность, экономичность и неприхотливость в работе.
Источник: https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/zil-4331-samosval.html
Содержание
- 1 Об истории Завода имени Лихачёва
- 2 История автомобиля
- 3 Грузоподъемность
- 4 Назначение
- 5 Некоторые особенности и сферы применения ЗИЛ-4331
- 6 Заправочные емкости ЗИЛ-4331
- 7 Технические характеристики
- 8 Видео
- 9 Весовые параметры отдельных узлов и механизмов автомобиля
- 10 Дизельный самосвал ЗИЛ-4331
- 11 Кабина и бортовая платформа
- 12 Кабина ЗИЛ-4331: обзор рабочего места
- 13 Подводим итоги
- 14 Особенности и эксплуатация
- 15 Аналоги
Об истории Завода имени Лихачёва
Московский автозавод имени Лихачёва являлся старейшей в нашей стране автомобилестроительной компанией. Всего несколько лет «не дожил» он до своего 100-летнего юбилея. «Завод АМО (Автомобильного Московского Общества) был заложен 2 августа 1916 года.
К началу революционных потрясений завод ещё не был достроен, но уже находился в высокой степени готовности. До всеобщей разрухи и коллапса экономики вследствие гражданской войны завод АМО успел выпустить более 1300 1,5-тонных грузовиков «Фиат-15 Тер», из итальянских машино-комплектов.
Этот автомобиль и послужил основой для создания собственной модели, к серийному производству которой удалось приступить только в 1925 году. Возрождение и развитие первого в России и СССР автомобильного производства неразрывно связано с именем Ивана Лихачёва, который был директором завода в 1926-1940 годах.
После кончины этого выдающегося деятеля, в 1956 году (тогда уже – министра автотранспорта и автодорог СССР), его имя получил и сам завод, и каждый автомобиль, сходящий с конвейера. С 1931-го по 1956-й предприятие называлось «Заводом имени Сталина», а выпускаемые им автомашины – «ЗИСами».
Самыми массовыми моделями в истории завода стали грузовики ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131; ЗИЛ-151 и ЗИЛ-156. Кроме того, Завод имени Лихачёва стал «донором» моделей для кутаисского автозавода (построен в 1951 году) и завода «КамАЗ» (построен в 1976 году). Всем хорошо известные классические КамАЗы-5320 – это разработка ЗИЛовского конструкторского бюро.
В 2003-м поставлена точка в производстве ЗИЛ-4331.
В настоящее время Завод имени Лихачёва ликвидирован, его территория активно застраивается новыми жилыми комплексами, в которых, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, вскоре будут проживать свыше тридцати тысяч человек, а также офисными и торговыми зданиями. Почти все цеха и старые здания на площадях ЗИЛа снесены. В том числе и мемориальный музей завода, вместе с кабинетом Ивана Лихачёва.
Функционирует лишь цех №6, по сборке правительственных лимузинов ЗИЛ-4112Р – наследников специальных машин для высшего руководства, прозванных в народе «членовозами».
Отчасти, крах производства грузовиков ЗИЛ-4331 и всего завода в целом был закономерным в новых экономических реалиях. Несмотря на свои очевидные достоинства, ЗИЛ-4331 явно опоздал с выходом в свет – средне-тоннажный грузовик с солидным расходом топлива в новых условиях хозяйствования уже не пользовался большим спросом. Что касается завода, то его территория – это ведь 300 гектар земли чуть ли не в центре столицы, на берегу Москва-реки! Нет нужды утверждать, что земля эта, по её стоимости, стала в наше время практически бесценной.
Источник: https://TrucksReview.ru/zil/zil-4331-tehnicheskie-harakteristiki.html
История автомобиля
Начиная с 1962 года «Завод имени Лихачева» в Москве выпускал для народного хозяйства грузовой автомобиль под маркой «ЗИЛ-130». Грузовик был крайне популярен и практичен, но уступал своим собратьям по классу из-за высокого расхода топлива. В конце семидесятых годов на заводе началась разработка более экономичной модели с дизельным мотором. А именно, в 70-е годы конструкторы завода имени Лихачева получили задание на разработку двух передовых грузовиков, имеющих различную грузоподъемность.
Модели должны были работать на дизельном топливе. Изначально автомобиль проектировали специалисты ЗИЛ, но после создания конструкции документацию передали в Набережные челны. В 1986 году с конвейера начали сходить первые «ЗИЛ-4331». Именно эта модель была призвана заменить «ЗИЛ-130». Вскоре после запуска проекта была представлена дебютная версия данной модели со сдвоенной кабиной, а также шасси, предназначенное для специального транспорта. Позднее специалисты завода имени Лихачева создали гоночную версию грузовика, напоминавшего оригинал лишь внешностью.
Источник: https://all-auto.org/887-zil-4331.html
Грузоподъемность
У грузовика металлическая платформа, борта открываются с трех сторон. Разгружать агрегат можно с кормы, а также с правого и левого борта. Присутствует возможность монтировать тентовую конструкцию.
Характеристика платформы:
- 4695//2328/577 мм;
- Укомплектованный вес — 4840 кг;
- Общий вес — 11 720 кг;
- Общая масса полезного груза – шесть тонн.
Источник: https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/zil-4331-samosval.html
Назначение
Основной областью применения ЗИЛ-4331 стали региональные перевозки на небольшие расстояния. Автомобиль отличает надежность, простота обслуживания и ремонта, а также низкие эксплуатационные расходы. Его можно с уверенностью назвать «рабочей лошадкой» для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, лесозаготовительной отрасли и жилищно-коммунальных хозяйств. Машина уверенно чувствует себя на вязких грунтах и крутых подъемах. Автомобиль отлично показал себя не только в различных климатических зонах России, но и условиях субтропического и тропического климата. ЗИЛ-4331 одинаково надежен как на равнинной местности, так и высокогорных районах. В России и странах ближнего и дальнего зарубежья эксплуатируется около полутора миллионов единиц ЗИЛ-4331.
Источник: https://spectekhnika.info/zil-4331/
Некоторые особенности и сферы применения ЗИЛ-4331
В соответствии с автомобильной модой конца 70-х/начала 80-х годов, кабина ЗИЛ-4331 приобрела не плавные и обтекаемые, как у ЗИЛ-130, а угловатые, чёткие очертания. Капот, облицовка радиатора и крылья были совмещены в единый узел, откидывающийся вверх-вперёд при необходимости доступа к двигателю. По замыслу конструкторов, это значительно облегчало любые работы по ремонту и обслуживанию всех узлов и агрегатов мотора. Фары и поворотники при этом интегрировали в передний бампер.
Данная идея с доступом к двигателю была здравой, только вот в процессе эксплуатации выяснилось, что при малейшем перекашивании рамы, а также в условиях экстремальных морозо нормально закрыть двигатель по этой системе уже почти не представлялось возможным. Поэтому с середины 90-х годов на ЗИЛ-4331 стали устанавливать обычный капот с открывающейся кверху крышкой.
По своей сфере применения, ЗИЛ-4331, как и его предшественник, является «супер-универсалом». На коротко- и длиннобазных шасси данных автомобилей изготавливали бортовые и тентованные грузовики; промышленные и сельскохозяйственные самосвалы; обычные, изотермические и рефрижераторные фургоны; цистерны и топливозаправщики; пожарные и коммунальные спецмашины; седельные тягачи; погрузчики и краны-манипуляторы; автомобили повышенной проходимости.
Источник: https://TrucksReview.ru/zil/zil-4331-tehnicheskie-harakteristiki.html
Это интересно: Технические характеристики грузовика ЗИЛ-4333 и аналогичные среднетоннажные автомобили — освещаем в общих чертах
Заправочные емкости ЗИЛ-4331
Количество заправочных емкостей довольно велико, так как сам автомобиль обладает совсем не маленькими габаритными размерами:
- объем топливного бака – 165 л;
- емкость системы охлаждения – 26,5 л;
- емкость системы смазки двигателя – 18 л;
- гидроусилителю для нормальной работы требуется не менее 3-х л масла;
- для системы смазки МКПП – 10,5 л;
- емкость картера основного трансмиссионного редуктора –10,5 л;
- заправочный объем амортизаторов – 0,47 л (в каждый);
- гидропривод включения сцепления – 0,5 л.
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/zil/4331-opisanie-i-harakteristiki.html
Технические характеристики
Спецтехника оснащена основными элементами: двигателем, электрооборудованием, пневматической системой, МКПП, тормозной системой, сцеплением, а также задним и передним ведущими мостами.
Двигатель
Всего существует несколько подвидов модификации ЗИЛ-4331:
- тягач;
- самосвал;
- бортовой грузовик;
- пожарный вариант;
- тягач с манипулятором.
Движок ЗИЛ-645 работает на любом дизельном топливе, при этом мощность выдает 2810 об/мин и 185 л.с. Момент кручения 515 Нм. Мотор имеет восемь цилиндров, он V-образный 4хтактный, у которого шестнадцать клапанов.
Бензиновый двигатель имеет карбюратор с двумя камерами. Также присутствует насосный узел, элемент для принудительного включения холостого режима. Движок ЗИЛ 4331 имеет:
- объем 6 литров;
- диаметр цилиндров 10 см;
- ход поршневого узла 96 мм;
- мощность силовой установки 150 л.
Силовая установка первых моделей соответствовала Евро-0. Сейчас встречаются модификации с экологическим классом Евро-1, 2 и даже 3.
ЗИЛ 4331 самосвал обладает следующими тактико-техническими характеристиками:
- Передаточное число равно 6,45;
- Топливный бак вмещает 172 литра;
- Система охлаждения имеет 27,5 литра;
- Клиренс составляет 3,32 см;
- Вес силовой установки 94 кг.
Если рассматривать расход топлива ЗИЛа 4331, то он составляет три десятка литров на 100 км. В 2014 году, когда было возобновлено производство машин, стали использовать более экономичные движки. Они имеют более высокие стандарты в плане экологии.
Электрические системы обладают одноприводной системой. Стандартное напряжение 12 вольт. Электрическое оборудование снабжено звуковой и световой сигнализацией, фары имеют ближний и дальний свет.
Трансмиссия
Силовая передача самосвала имеет механическую КПП. Причем переключение происходит с использованием специального рычага. В машине есть две тормозные системы: одна взаимодействует с трансмиссией, другая стопорит все колеса. Образцом устройства узлов является модель ЗИЛ 130.
Тормоза имеют:
- пневматический привод;
- воздушный компрессор и поршни;
- системой охлаждения жидкости.
Элементы тормоза работают от ремня, импульс подается от шкива водяного насосного узла. Цилиндры сделаны из чугуна и крепятся на самом картере.
Колесная формула
- Шины имеют размер 9;
- Колесная формула 4х4;
- Свес на корме и спереди — 115,5 см;
- Радиус разворота — 8,2 м;
- Колея передней оси — 194 см;
- Колея задней оси — 1850 мм.
Источник: https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/zil-4331-samosval.html
Видео
Модель получила кабину с прямоугольными очертаниями. Капот, крылья и радиаторная решетка уместились в одной панели, легко открывающейся вперед благодаря шарнирам.
В 80-х годах проект обзавелся новым названием. Кроме того, дизайн автомобиля претерпел изменения. ЗИЛ-4331 приобрел расширенный бампер оригинальной формы, облицовку радиатора из легкого пластика, цельнометаллическую грузовую платформу и облегченную лицевую часть. Некоторые изменения произошли в кабине автомобиля. Водительское кресло получило дополнительные опции.
Радовали и технические параметры модели. Автомобиль разгонялся до 100 км/час и имел высокие показатели грузоподъемности.
Вскоре после запуска проекта была представлена дебютная версия ЗИЛ-4331 со сдвоенной кабиной, а также шасси, предназначенное для специального транспорта. Позднее специалисты завода имени Лихачева создали гоночную версию грузовика, напоминавшего оригинал лишь внешностью.
Одной из наиболее популярных стала модификация со спальным местом, появившаяся в начале 90-х годов. Модель получила универсальную «юбку» бампера, обтекатели по бокам кузова и драгфойлер, установленный на крыше. ЗИЛ-4331 в сравнении с иностранными аналогами выделялся значительно меньшей стоимостью.
Последующие изменения касались кабины и перевода на шасси следующего поколения. Последняя версия с названием ЗИЛ-4331А обзавелась новым генераторным устройством и капотом «аллигаторного» типа, облегчающим открытие-закрытие при повреждениях и в морозы.
Модификации ЗИЛ-4331:
- ЗИЛ-433100 – базовая модель с базой в 4500 мм и мотором «ЗИЛ-645»;
- ЗИЛ-433102 – стандартное шасси;
- ЗИЛ-433104 – шасси для пожарных автомобилей;
- ЗИЛ-433110 – базовая модификация с агрегатом «ЗИЛ-508.10»;
- ЗИЛ-433116 – базовая версия с силовой установкой «ЗИЛ-509.10»;
- ЗИЛ-43314Б – длиннобазный бортовой вариант с мотором «ЗИЛ-6454» с колесной базой в 6100 мм;
- ЗИЛ-4332А – специальная версия с удлиненной базой (5600 мм) и двигателем «ЗИЛ-645»;
- ЗИЛ-4333 – короткобазная модификация с мотором «ЗИЛ-645» и колесной базой в 3800 мм;
- ЗИЛ-433302 – короткобазное шасси;
- ЗИЛ-433360 – модель с укороченной базой и силовой установкой «ЗИЛ-508.10»;
- ЗИЛ-433362 – короткобазное шасси, оборудованное мотором «ЗИЛ-508.10»;
- ЗИЛ-442100 – седельный тягач с базой в 3800 мм и агрегатом «ЗИЛ-645»;
- ЗИЛ-442160 – седельный тягач с базой в 3300 мм и мотором «ЗИЛ-508.10»;
- ЗИЛ-442300 – седельный тягач со спальным местом и удлиненной базой (4500 мм).
Для всех версий модели была характерна заднеприводная переднемоторная компоновка.
Источник: https://gruzovo.com/zil-4331.html
Весовые параметры отдельных узлов и механизмов автомобиля
Каждая система ЗИЛ-4331 имеет довольно внушительный вес:
- полностью укомплектованное колесо (диск, камера, шина) – 93 кг;
- платформа (без расширительных опор и других механизмов) – 860 кг;
- вес радиатора (без хладагента) – 20 кг;
- дополнительная рессора из листовой стали – 27 кг;
- рессора задней части платформы – 75 кг;
- рессора передней части платформы – 60 кг;
- карданный вал – 59 кг;
- ведущий мост (без колес) – 290 кг;
- мост задний (без установленных на нем колес) – 520 кг;
- вес силовой установки – 720 кг;
- вес силовой установки со всем дополнительным оборудованием – 960 кг;
- КПП – 200 кг;
- вес водительской кабины вместе с креслами и остальным наполнением – 550 кг;
- рамная конструкция (вместе с буфером) – 540 кг.
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/zil/4331-opisanie-i-harakteristiki.html
Дизельный самосвал ЗИЛ-4331
Самосвал ЗИЛ-4331 выпускается московским заводом имени Лихачёва. Он отличается от предшественников модифицированным двигателем, заниженным компрессором и опущенным вниз капотом. Машина характеризуется большой грузоподъёмностью, способна работать на труднопроходимой территории в условиях бездорожья. Самосвал широко применяется для перевозки грузов, в том числе в городских условиях. Это обусловлено компактными размерами машины. Без него не обходится сфера строительства, добывающая отрасль и область грузоперевозок. В сельском хозяйстве ЗИЛ-4331 используется для транспортировки урожая, в том числе зерновых и кормовых культур.
Источник: http://allspectech.com/gruzovaya-tehnika/samosvaly/avtosamosvaly/zil-4331.html
Кабина и бортовая платформа
Кабина ЗИЛа модели 4331 оснащается отличной тепло- и звукоизоляцией, что позволяет разговаривать внутри грузовика, не повышая голоса, а также не испытывать неудобств из-за холодной погоды. Имеется три посадочных места, одно из них – водительское.
Ремнями безопасности оснащаются все сиденья. Сама кабина располагается на двух парах амортизаторов. Конструкция является цельной, представляет собой единый блок – при необходимости она очень просто откидывается вперед.
Борта металлической платформы откидные, причем передний имеет большую высоту, боковые – чуть меньшую. При необходимости можно устанавливать тент на каркасе.
ЗИЛ-4331 перестали выпускать в 2004 году, но Лихачевский автомобильный завод планирует вновь наладить производство этих малогабаритных грузовиков в 2014 году.
Несмотря на некоторые недостатки, данная модель все еще пользуется популярностью. Основное достоинство этого грузовика – чрезвычайно малая цена. В хорошем состоянии можно приобрести ЗИЛ-4331 всего за 200 000 рублей.
Это крайне выносливая и простая в ремонте машина. Многие выпущенные еще в советские годы образцы до сих пор продолжают колесить по дорогам стран СНГ.
Недорогой в обслуживании и простой в эксплуатации грузовик – все, что нужно на пригородных транспортных линиях.
В следующем видео вы узнаете, почему именно ЗИЛ-4331 чаще всего используется в качестве поливальной машины:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/zil/4331-opisanie-i-harakteristiki.html
Кабина ЗИЛ-4331: обзор рабочего места
Кабина грузовика стала заметно просторнее предшественника, но особенным комфортом и современностью по-прежнему похвастать не может. Предусмотрено три посадочных места: отдельное – для водителя, сдвоенный «диван» – для пассажиров.
Кабина установлена на двух парах амортизаторов. Площадь остекления кабины по сравнению с ЗИЛ-130 увеличилась, обзор также стал лучше, однако впереди машины он всё же недостаточный, из-за массивного капота. Печка – очень хороша, шумоизоляция – на «троечку».
Источник: https://TrucksReview.ru/zil/zil-4331-tehnicheskie-harakteristiki.html
Подводим итоги
Закончив производство «ЗИЛ-4331» в 2004 году, производитель не оставил автомобиль без средств существования. Благодаря этому грузовик остается популярным за счет простоты своего обслуживания. Конечно, силовые агрегаты довольно неэкономичны и грузоподъемность сравнительно мала, но это не мешает машине до сих пор оставаться популярной во многих сферах.
При покупке этой модели придется раскошелится на сумму от 200 до 2500 тысяч рублей. При этом покупатель получает версию производства годов 1995-2004 с небольшим пробегом и в отличном состоянии. Все что остается — это следить за качественным уходом и использовать все положительные стороны этого автомобиля.
Источник: https://all-auto.org/887-zil-4331.html
Особенности и эксплуатация
Популярности ЗИЛ-4331 во многом способствует высокая надежность и простота конструкции. Еще в первых моделях автомобиль получил просторную подрессоренную кабину с хорошим обзором. Изначально радиаторная решетка, крылья и капот поднимались одновременно, обеспечивая доступ к узлам и системам двигателя. Однако в случае перекоса рамы или аварии открыть капот становилось не возможным. Это вынудило конструкторов поменять расположение навесного оборудования двигателя, и вернутся к более привычной схеме так называемого «аллигаторного» открытия капота.
Отличительной чертой ЗИЛ-4331 смонтированные в бампере фары, габаритные огни и указатели поворотов. Фронтальная часть кабины получила радиаторную решетку, изготовленную из пластика, что для грузовых автомобилей ЗИЛ было новым решением. Отделка кабины далеко не выдающаяся, однако в целом при движении внутри создается невысокий уровень шума, позволяющий водителю и пассажиру общаться, не повышая голоса.
Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в отечественных условиях, поэтому проблем с ГСМ и расходными материалами не возникает. Кроме того, можно использовать как отечественную резину, так и шины иностранного производства соответствующих размеров.
Источник: https://spectekhnika.info/zil-4331/
Аналоги
Аналогов у модели ЗИЛ-4331 не так много. К ним можно отнести автомобиль ГАЗ-3307, а также представителей линейки завода имени Лихачевского – ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4334.
Источник: https://gruzovo.com/zil-4331.html
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:
- https://TrucksReview.ru/zil/zil-4331-tehnicheskie-harakteristiki.html: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 4994 (26%)
- https://all-auto.org/887-zil-4331.html: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 1750 (9%)
- https://gruzovo.com/zil-4331.html: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 3179 (16%)
- https://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/zil-4331-samosval.html: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 3810 (20%)
- https://spectekhnika.info/zil-4331/: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 1995 (10%)
- http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/zil/4331-opisanie-i-harakteristiki.html: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 2773 (14%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-4331: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 142 (1%)
- http://allspectech.com/gruzovaya-tehnika/samosvaly/avtosamosvaly/zil-4331.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 658 (3%)