Обзор тяжелого промышленного бульдозера ЧЗПТ Т-330 — передаем суть

В 1975 году «Чебаксарский завод промышленных тракторов» (ныне ОАО «Промтрактор») начал выпуск тяжелого промышленного трактора Т 330. Агрегат создавался с целью предложить потребителям альтернативу импортным дорогостоящим машинам. Применение и обслуживание созданных на платформах CATERPILLER, KOMATSU, других концернов рыхлителей, трубоукладчиков, бульдозеров вело к значительным валютным затратам.


Машина, собранная из отечественных узлов и деталей, получилась достаточно производительной и эффективной со стоимостью в 2-3 раза ниже, чем у западных конкурентов. Используя опыт ее производства и эксплуатации машиностроители «Промтрактора» разработали и до сих пор предлагают на рынке модель ЧЕТРА Т25 – современный тяжелый агрегат с бульдозерным и рыхлительным оборудованием.

Рисунок 1 Тяжелый бульдозер Т 330

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 811
Источник: http://mastertraktor.ru/traktory/buldozery/buldozer-t-330.html

Создание и производство[править | править код]


Разработан на Челябинском тракторном заводе и является единственным реализованным (в первоначальной компоновке) из целого семейства промышленных тракторов которое должно было включать машины разного тягового класса (гусеничные трактора Т-220, Т-330 и Т-500)[1] с одинаковой компоновкой и максимально унифицированные по основным узлам и агрегатам. Данное семейство должно было послужить базой для различного навесного оборудования включавшей не только бульдозерное и рыхлительное но и широкую номенклатуру спецтехники в том числе трубоукладчики, краны и экскаваторы.

Трактор Т-330 первый в СССР имел переднее расположение кабины, что улучшало машинисту обзор бульдозерного оборудования. Такое решение применяется на тракторах сравнительно редко. Трактор имеет гидромеханическую трансмиссию, осуществляющую переключение передач без разрыва крутящего момента. Кабина трактора герметичная, снабжённая системой вентиляции, отопления и воздухоочистки, а в модификации для южных районов ещё и кондиционером.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1049
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-330

Видео и документальная передача о бульдозере

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 48
Источник: https://BuldozerSpec.com/buldozer-t-330/

Назначение

Предназначение Т-330 заключается в проведении строительных, ремонтных и мелиоративных работ в широком диапазоне температур (от -50?С до +50?С). Наиболее эффективным представляется привлечение бульдозера для реализации крупных проектов, позволяющих достичь оптимального соотношения выполненной работы к затратам на обслуживание.

Стандартное оснащение трактора включает разрыхлитель и передний поперечный отвал. Капот конструкции бронирован, имеет повышенную прочность и исключает деформацию при перемещении большой массы твердого каменистого грунта.Переднее расположение кабины позволяет снизить нагрузку на оператора, открывая больший обзор при работе с передним отвалом. Чтобы снизить вероятность повреждения кабины грунтом, отходящим с передней части ковша, ее сдвинули немного назад (под защиту капота).

Увеличение практической эффективности гусеничного бульдозера для работы на мерзлой поверхности достигается за счет возможности отведения выхлопных газов под отвал. Это препятствует намерзанию конгломерата грунта, который снижает подвижность ковша и массу двигаемого материала.

Благодаря эффективно реализованной системе воздушного охлаждения, двигатели рассчитаны на холодный пуск при низких температурах. В жаркую погоду охлаждения достаточно для исключения перегрева, возникающего при интенсивной работе. Наиболее эффективны при высоких температурах воздуха модели, оснащенные жидкостным охлаждением.

В качестве конкретных примеров промышленного использования тракторов можно отметить:

  • подготовку грунта под фундамент крупных зданий;
  • участие в разрушении и демонтаже железобетонных покрытий;
  • расчистка котлованов;
  • ликвидация и предупреждение последствий стихийных бедствий (расчистка рвов, производство насыпей, удаление обломков строительного мусора).
Блок: 3/9 | Кол-во символов: 1763
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-chzpt-t-330/

Модификации и особенности


Т 330 долгое время был единственной модификацией в семействе. Позднее появились несколько версий бульдозера, на его базе разработали модель Т 330Р1-01 с различными типами рыхлителей и отвалом с поперечным перекосом. За счет этого техника могла обрабатывать прочные и мерзлые грунты.

В настоящее время производство бульдозера завершено. Наиболее близким аналогом является модель ЧЕТРА Т25, созданная на основе Т 330. В ней используются современные узлы и мощные силовые установки.

Т 330 прекрасно зарекомендовал себя как альтернатива дорогостоящим иностранным конкурентам. Машина обладала огромным запасом прочности и высокой ремонтопригодностью. По стоимости она была в разы дешевле аналогов.

Среди других достоинств Т 330 значатся:

  • неприхотливость к качеству топлива;
  • минимальные затраты на обслуживание и ремонт;
  • унификация многих элементов с машинами серии Чебоксарец;
  • простота конструкции;
  • легкое и понятное управление.

Главным недостатком модели был малый ресурс работы двигателя (особенно на первых версия). Изначально он служил не более 3-5 лет, после чего необходимо было выполнять капитальный ремонт, который не всегда приводил к положительному результату. Впоследствии на бульдозер стали устанавливать другие моторы, адаптированные к необычной конструкции. Производительность Т 330 была ниже, чем у моделей аналогичного класса.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 1365
Источник: https://BuldozerSpec.com/buldozer-t-330/

Технические характеристики

На большинстве современных моделей Т-330 установлен современный 12-цилиндровый двигатель, поскольку рабочий ресурс старых 8-цилиндровых агрегатов практически везде исчерпан. Приведем характеристики бульдозера в комплектации, наиболее часто встречающейся в продаже или составе механизированных подразделений.

Двигатель бульдозера Т-330 (версия ЯМЗ-240НМ2, Ярославль):

Характеристики Показатели Ед. измерения
Цилиндрі: 12 шт.
— число 130 мм
— диаметр 22,3 л
— рабочий обїем 140 мм
— ход поршня
Мощность 368/500 кВт/л.с.
Частота вращения вала 2100 об./мин.
Крутящий момент (максимальный) 1815/185 Н?м/кгс?м
Расход топлива (минимальный) 208/153 г/ч на единицу мощности (кВт/л. с.)
Габариты 1,760 ? 1,100 ? 1,190 м
Вес 1,790 т

Габариты и характеристика гусениц:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Башмаки:
— число 42 шт.
— ширина 650 мм
Звено:
— шаг 250 мм
— высота зацепления с грунтом 90 мм
Площадь контакта 7,86 м2

Параметры гидравлической системы:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Насосы Шестеренные
Производительности при 1700 об./мин. 430 л/мин.
Давление предохранительных клапанов:
— рыхлителя 160 кг/см2
— перекоса отвала 160 кг/чс2
— отвала 160 кг/см2
Параметры поршня (диаметр, ход):
— гидроцилиндра подъема и опускания отвала 160х1250 мм
— перекоса отвала 220х300 мм
— подъема рыхлителя 220х560 мм

Ходовые характеристики:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Длина 9330 мм
Высота 4762 мм
Ширина 4230 мм
Удельное давление 1,127 кгс/см
Объем бака (дизельное топливо) 670 л
Диапазон скоростей:
— вперед 0-17 км/ч
— назад 0-14 км/ч
Масса 54800 кг
Дорожный просвет 0,57 м

Бульдозерное и рыхлительное оборудование:

Характеристики Показатели Ед. измерения
— тип полусферический
— ширина 4860 мм
— высота 1820 кг
— высота подъема 1530 кг
— заглубление 650 кг
— масса 7030 кг
Призма волочения 13 м3
Заглубление отвала не более 0,65 м
Перекос отвала ±12 град.
Рыхлитель:
— тип параллелограмм
— число зубьев 1 шт.
— высота подъема 950 мм
— заглубление 1380 мм
— диапазон углов рыхления ±14 град.
— масса 6489 кг
Усилие:
— заглубляющее 15300 кг
— выглубляющее 56400 кг

Стоимость современных версий бульдозера достигает 5 млн. руб. Более старые и изношенные образцы обходятся дешевле, однако расходы на их обслуживание повышают цену практически до уровня современных моделей. Существенным плюсом при использовании бульдозера являются меньшие, чем для зарубежных аналогов, затраты на запчасти.

На видео бульдозер Т-330 в работе:

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2486
Источник: http://allspectech.com/stroitelnaya/buldozery/na-gusenichnom-hodu/t-330.html

Устройство основных узлов и агрегатов


Бульдозер собран по узловой (модульной) компоновке, что существенно облегчает техническое обслуживание и замену запчастей. Для доступа к агрегатам предусмотрены многочисленные лючки и монтажные окна.

Вам будет интересно изучить небольшое руководство по изготовлению бетононасоса своими руками. Из обзора вы также узнаете, от какого элемента зависит вся работа устройства.

Рама и моторная установка

Сварная рама собиралась из пары стальных лонжеронов коробчатых в сечении, которые соединялись поперечинами в передней, средней и задней частях. Спереди крепилась балансирная балка, опирающаяся на гусеничные тележки.

Трактор оснащался 8-цилиндровым V-образным на 4 рабочих такта дизельным турбонаддувным мотором с системой воздушного охлаждения.

Энергоустановка легко запускалась при температуре ниже -30° С. Наработка двигателя до капитального ремонта обозначалась документацией в 6 000 моточасов, в реальной эксплуатации этот параметр снижался вдвое.

Кабина и силовая передача

Расположение кабины в передней части платформы, степень ее остекления обеспечивает машинисту бульдозера полный контроль за работой отвального устройства.

Подрессоренная, защищенная от вибрации платформа гасит воздействия от силовой установки и трансмиссионных узлов, создавая нормируемые условия работы машиниста.

Важно! Защиту от опрокидывания или попадания осколков породы в кабину обеспечивает металлический каркас за отвалом машины.

Исполнение гидромеханической трансмиссии модульное с отдельным приводом на каждый борт. Энергия крутящего момента дизельного мотора поступает на звездочные ведущие колеса гусеничных лент и насосный узел гидросистемы через: гидротрансформатор, КПП, редуктор согласования, карданные передачи.

Гидротрансформатор бесступенчато меняет режимы передачи силового момента от дизельного мотора в соответствии с величиной нагрузки.

КПП одна на два борта реверсивного исполнения. В коробке поток мощности раздваивается, что позволяет менять направление вращения приводных ведущих колес, регулируя движения машины и ее развороты на месте.

Управляется КПП дисковыми гидромуфтами, остановочными и реверсивными ленточного исполнения тормозами.

Бортовые передачи и ходовая система

Передачи бортов двухступенчатого исполнения: шестерни с внешним зацеплением взаимодействуют с планетарным узлом, водило которого заторможено. Узел звездочного зацепления ведущих колес закреплен болтами, что делает возможной его замену.

Ходовая система полужесткого исполнения, собирается из двух гусеничных тележек. Оси бортовых передач, на которые опираются тележки, допускают их качание.

В узлах подшипников всех катков и колес помещается смазочный материал, обеспечивающий работу механизмов на весь срок эксплуатации. Катков опорного типа 14.

Облегчить натяжение гусеничной ленты позволяет механизм с гидравлическим приводом. Гусеничная лента разъемная и набирается из 42 башмачных звеньев с шагом 250 мм. Ширина звена 650 мм, контакт с одной гусеницы с почвой 4,86 кв. м.

Управление

В органах управления трактором и навесным оборудованием не предусмотрены приводы механического типа. Управление исполнительными устройствами осуществляется через электро- и гидросистемы.

Навесное оборудование

Агрегат поставляется:

  • с бульдозерным отвальным устройством полусферического типа, формирующим призму перемещения объемом 13 м3, меняет положение в пределах 12 градусов в стороны от продольной оси трактора;
  • с рыхлительным оборудованием в однозубом исполнении, меняет положение в пределах 12 градусов в стороны от продольной оси трактора.
Блок: 4/6 | Кол-во символов: 3557
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/selhoz/traktoryi/seriya-t/buldozer-330-parametryi-osobennosti-konstruktsii-sferyi-ispolzovaniya.html

Ссылки[править | править код]

Тракторы СССР

Колёсные широкого применения
Колёсные универсальные самоходные шасси
Гусеничные сельскохозяйственные
Гусеничные промышленные
Трелёвочные
Армейские
Блок: 5/5 | Кол-во символов: 186
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-330

Тяжелые тракторы российского производства


Выпуск бульдозера Т 330 прекращен. Технические характеристики машины значительно улучшены в серии чебоксарских агрегатов ЧЕТРА Т с индексами моделей 25, 35, 40:

  • увеличена мощность и экономичность силовых установок;
  • стало производительней и надежней напорное гидрооборудование;
  • возросли тяговые нагрузки и маневренность;
  • проще и удобней стало управление.

За счет установки на трактора ЧЕТРА агрегатов и деталей, изготовленных зарубежными компаниями, реко возросли затраты на приобретение и обслуживание бульдозеров.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 556
Источник: http://mastertraktor.ru/traktory/buldozery/buldozer-t-330.html

Отзывы машинистов бульдозеров «Т-330»

В народе трактора «Т-330» в шутку называли «бульдогами», или ещё «чувашпиллерами». Те, кто работал на данной технике, отзываются о её особенностях примерно одинаково. Кратко обобщить эти отзывы можно следующим образом.

Плюсы:

  • Хороший обзор из кабины вперёд (назад нет, но там и нечего особенно высматривать – работает рыхлитель, и ладно).
  • Кабина, безусловно удобная и тёплая, отопитель мощный, плюс автономка на бензине, что очень удобно.
  • Отличный подогреватель, от 4х АКБ греет всё, включая КПП и топливный бак.
  • Превосходная маневренность – разворот обе гуски в разные стороны, практически на месте.
  • Простота и сверх-ремонтопригодность! Масса всяких лючков, везде можно добраться. Двигатель перебрать, или вовсе заменить – не проблема, хватит 10-ти/12-ти часов, и вперёд!
  • Двигатель работает на пределе, но мощности хватает, можно работать на полных оборотах. На земле «бульдог» легко превосходит в производительности даже более мощный «Komatsu-355». То же самое – и на скале, если она разбирается отвалом, если порода типа вулканических туфов. На рыхлении «Т-330» слабоват (корма лёгкая, колонку (стойку) рыхлителя не видно, угол атаки нерегулируемый).

Минусы:

  • Маленький ресурс мотора, всего в 3-4 тыс. м/ч.
  • Электрогидравлическое управление распределителями имеет только два положения: вкл. и выкл., промежуточных нет. Неоднократно рвало распределители, летели пилоты управления.
  • Очень слабые дюралевые лючки, сразу раздавливает, умельцы меняли их на самодельные стальные. Плохой доступ к заливной горловине картера ГТР (на поздних картер общий с КПП)
  • Гусеницы больше чем полгода не выхаживали – просто рвались , срывая крылья, ящики, аккумуляторы… В общем и целом, качество заводской сборки часто оставляет желать лучшего.
Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1766
Источник: https://TractorReview.ru/traktora/buldozeryi/chetra/buldozer-t-330-tehnicheskie-harakteristiki.html

Техническое обслуживание


Для того чтобы трактор Т-330 работал без сбоев и обеспечивал нормальное рабочее состояние в течение заданного ресурса, необходимо проводить периодическое ТО, заключающееся в выполнении профилактических и регламентированных операций по уходу, осмотру и ремонту транспортного средства.

Периодичность ТО следующая:

  • нулевое — при обкатке;
  • ежесменное — каждые 10 моточасов;
  • ТО-1 — через 100 моточасов;
  • ТО-2 — через 500;
  • ТО-3 — 1000;
  • сезонное — при переходе к весенне-летним и осенне-зимним условиям эксплуатации;
  • особое — при изменении типичных условий работы на крайне тяжелые.

При ТО выполняют такие операции:

  1. Очистка деталей и узлов.
  2. Проверка комплектности и состояния наружных креплений сборочных единиц машины.
  3. Осмотр на герметичность и подтекание масла, топлива, электролита. При обнаружении неполадок их устраняют.
  4. Проверка уровня масла в системах.
  5. Смазка узлов и деталей.

Перечень проводимых работ по ТО приведен в «Карте технического обслуживания». Все осмотры, кроме ежесменного, обязательно должны заноситься в журнал.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 1033
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-chzpt-t-330/

Отзывы владельцев и механизаторов

Среди положительных качеств отмечаются:

1. Стоимость ниже, чем импортных машин.

2. Унификация основных компонентов серии бульдозеров «Чебоксарец».

3. Гидрофицированное управление машиной.

4. Устойчивая эксплуатация в условиях отрицательных температур.

5. Пригодность платформы к установке дополнительного оборудования.

Среди недостатков называются:

1. Низкий ресурс наработки на отказ дизеля воздушного охлаждения, сложности в его ремонте.

2. Производительность машины ниже, чем у импортных тяжелых машин аналогичного тягового класса.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 583
Источник: https://TraktoraMira.ru/traktora/buldozery/buldozer-t-330.html

Обзор


Блок: 8/9 | Кол-во символов: 5
Источник: https://spectekhnika.info/buldozer-chzpt-t-330/
Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 17243
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:

  1. https://spectekhnika.info/buldozer-chzpt-t-330/: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 2801 (16%)
  2. http://allspectech.com/stroitelnaya/buldozery/na-gusenichnom-hodu/t-330.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 2486 (14%)
  3. http://spez-tech.com/tehnika/selhoz/traktoryi/seriya-t/buldozer-330-parametryi-osobennosti-konstruktsii-sferyi-ispolzovaniya.html: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 4271 (25%)
  4. https://TractorReview.ru/traktora/buldozeryi/chetra/buldozer-t-330-tehnicheskie-harakteristiki.html: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 1766 (10%)
  5. https://TraktoraMira.ru/traktora/buldozery/buldozer-t-330.html: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 583 (3%)
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-330: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1235 (7%)
  7. http://mastertraktor.ru/traktory/buldozery/buldozer-t-330.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 2294 (13%)
  8. https://BuldozerSpec.com/buldozer-t-330/: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 1807 (10%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий